«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
Расширенный поиск
Вход на сайт

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Опубликовано 27-08-2015, 10:50 в категории Новости кино » «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи» оказался самым коротким и, в хорошем смысле, маргинальным за всю историю этого события. В минувший уикенд, в течение двух дней, в Одессе под открытым небом показали знаковые, но малоизвестные фильмы из стран, которые кинематографическими не считаются. Это входило в концепцию шестых «Немых ночей», как и общая тема показов — декоммунизация и судьба пропагандистского искусства как в Украине, ввиду нового закона, так и в мире. Как показала фестивальная программа, киноленты, в свое время считавшиеся пропагандистскими, могут предстать в совершенно новом универсальном художественном смысле годы спустя.

Сказанное касается в первую очередь украинского фильма 1929 года «Ветер с порогов». Снятая Арнольдом Кордюмом как идеологическая поддержка строительства Днепрогэса, эта картина является уникальным высказыванием о противостояниях поколений, человека/технологии и природы, традиционализма и новаторства. В «Ветре с порогов» рассказывается о конфликте семье Ковбаней. Отец Остап (его сыграл 73-летний «корифей» Николай Садовский) — лоцман с деда-прадеда, овладевший искусством обходить легендарные днепровские пороги. Он теряет свой авторитет в глазах сообщества и собственных детей, когда в село приезжают инженеры. Те нисколько не сомневаются в том, что покорят природу — взорвут пороги, построят станцию и неминуемо затопят живописные украинские села, что, как известно, в конце концов, произошло, похоронив под водой огромный пласт украинской культуры и истории казачества.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

На первый взгляд, вывод в фильме однозначен: молодые технократы — строители коммунизма приходят на смену консервативным жителям периферии. Это приветствуется и декларируется в сталинском курсе на индустриализацию, это воспевается в культуре того времени. Нынешний же зритель не увидит в старом Ковбане выраженного антагониста: правых и неправых в фильме попросту нет. Есть столкновение идей. Что должен делать человек: подстраиваться под природу или переделывать ее под себя? В годы появления фильма ответ был один. Сегодня, когда у человечества есть опыт не одной техногенной катастрофы, популяризируется возвращение к доиндустриальным отношениям с природой. Точно так же в «Ветре с порогов» поднимаются универсальные и не теряющие актуальность проблемы кризиса патриархальной культуры, смены поколений, памяти и идентификации себя через определенную территорию, взаимодействия технологий на мир. «Ветер с порогов» в этом смысле близок одновременно и к «Леопарду» Висконти, и к раннему киберпанку, и ко многим фильмам, появившимся гораздо позже него.

Художественное воплощение «Ветра с порогов» заставляет лишь жалеть о том, что этот фильм оказался в тени довженковской «Земли». Обе картины появились почти в одно и то же время, они даже перекликаются друг с другом в отдельных сценах. Трактор у Довженко и громадные краны у берегов Днепра у Кордюма — те же самые образы, знаменующие конец старого мира и наступление индустриализации, а с ней вместе и дальнейшей урбанизации населения. Кулак, убивающий Василя, и лоцман, желающий вреда чужакам из города — те же самые образы. У Довженко было больше поэзии буколической, у Кордюма — индустриальной. Первого знают все, у второго даже не все киноработы можно отыскать. «Ветер с порогов», к несчастью, тоже был доступен лишь на отдельных показах от Центра Довженко и на «Немых ночах». Реставрированный в прошлом году, этот фильм очень нуждается в переиздании в каком-либо виде.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Не уступает по раритетности «Ветру с порогов» еще один фильм «Немых ночей-2015». Это драма «Социальный распад» 1932 года, обозначенная организаторами фестиваля как первый фильм греческого неореализма. Сделанный на стамбульской киностудии фактически как независимое производство (молодой режиссер Стелиос Татасопулос одолжил у отца деньги на съемки), этот фильм представляет хронику молодежи в переживающей кризис Греции. Толпы эмигрантов, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие равных возможностей, угнетенный пролетариат — промарксистский уклон выпирает в каждом кадре. По меркам мирового кинематографа начала 30-х, «Социальный распад» — не самое сильное кино, скудное художественно, без «воздуха» между сценами, без психологизации и акцентированных конфликтов. Главный герой сначала студент, потом перспективный актер, потом опустившийся на самое дно пьяница, потом бескомпромиссный левый активист — действие 60-минутного фильма перебрасывает персонажа из одного статуса в другой, без возможности отрефлексировать. Тем не менее многое в «Социальном распаде» можно списать на возраст постановщика-дебютанта: всего 24 года было Стелиосу Татасопулосу, который сам же и сыграл здесь главную роль.

Политическую ангажированность невозможно игнорировать в еще одном показанном на «Немых ночах» фильме. Белорусский псевдоисторический эпос «В огне рожденная» 1929 года — кино о том, как «в огне гражданской войны родилась Советская Беларусь». Это безумно красивый фильм, хоть и несколько вторичный по отношению к творчеству более известных мастеров советского киноавангарда. В каждом кадре угадываются цитаты (сознательные или нет, неизвестно) то из Довженко, то из Вертова, то из Эйзенштейна и Пудовкина. Эдакое попурри из достижений советской школы монтажа и операторского искусства.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В истории белорусского национального кинематографа это фильм знаковый, и в его художественной ценности сомневаться не приходится. Идейная часть «В огне рожденной» близка к «Арсеналу», только режиссер Уладзимир Корш-Саблин оказался язвительнее Довженко по отношению к потугам национальных сил взять власть в стране. У белорусов после февральской революции была своя народная республика, свой Петлюра, своя Центральная Рада и даже свой Скоропадский. «В огне рожденная» — не лучший источник для изучения истории того времени, но, как и в случае в петлюровской темой в украинском кино, само упоминание белорусских национальных сил свидетельствует о том, что советская власть считала их угрозой, требующей разоблачения и высмеивания. Как любое пропагандистское произведение, «В огне рожденная» держится на доведении до крайности любого сюжетного конфликта и образа, и как отличный авангардный фильм, преуспевает в эмоциональном воздействии на зрителя.

Просоветский пафос картины умело сбила белорусская рок-группа Relikt, исполнявшая на «Немых ночах» новый саундтрек к фильму. Финал с обязательным триумфом красных прошел под гитарное исполнение траурного марша. Это вполне компенсировало издевательские сцены с бело-красно-белым флагом, который и нынче в опале — теперь уже у лукашенковской власти. «В огне рожденную» отреставрировали и переозвучили (вернее — переосмыслили) в рамках совместного белорусско-польского проекта «Тузін. Немаўля», благодаря которому удалось сбить пыль и с других малоизвестных немых фильмов.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В стороне от политики стоит чешский фильм «Эротикон». Как и другие ленты из программы «Немых ночей», он нуждается в пересмотре. Некогда картину Густава Махаты критиковали из-за излишней откровенности. Сегодня она смотрится невинно, несмотря на то, что здесь есть чуть ли не первая в кино сцена орального удовлетворения женщины. И правда, «Эротикон» — это феминоцентричное кино, мелодрама, близкая больше к декадентской киноэстетике, чем к экспрессионизму, в контексте которого ее часто упоминают. В наши дни сюжет «Эротикона» органично бы смотрелся в любом отечественном телемуви для женской аудитории. Это история соблазненной и настрадавшейся провинциальной девушки, которая в итоге отделывается наименьшими потерями из всех героев. К счастью, непреходящей ценностью картины остается то, как она снята и что значит для исследования чувственности в истории кино.

Снятый в 1929 году «Эротикон» упоминают не так часто, как появившийся четырьмя годами позже «Экстаз» того же режиссера — Густава Махаты. Второй фильм наделал шума из-за обнаженной купальщицы Хеди Ламарр и последующей цензуры из-за кодекса Хейса, согнавшего «Экстаз» в кинопрокатное подполье. Оба фильма объединены как темой женской сексуальности, так и похожим поэтическим стилем — опробованным в «Эротиконе» и развитом Махаты уже в «Экстазе». Что интересно, в свое время, чешского режиссера, уехавшего в Голливуд, преследовала репутация автора неприличных фильмов. Хотя такой деликатный и образно богатый подход к теме страсти увидеть в современном кино сложно.



Звёздные Войны: Войны Клонов / Star Wars: The Clone Wars (Сезон 1-6) (2008-2013)Название: Звёздные Войны: Войны Клонов / Star Wars: The Clone Wars
Год выпуска: 2008
Страна: США, Сингапур
Жанр: фантастика, Анимация
Производство: Luсasfilm Animation
Премьерный показ на телеканале: Cartoon Network HD
Продолжительность сериала: ~ 100 эпизодов
Режиссер: Dave Filoni
В ролях: Matt Lanter, Ashley Eckstein, James Arnold Taylor, Dee Bradley Baker, Tom Kane, Nika Futterman, Ian Abercrombie, Corey Burton, Catherine Taber, Matt Wood
Перевод: Профессиональный (одноголосый, закадровый)
Продолжительность: ~22 min х10
Один из нас / One of Us (2016)В отдаленном сельском районе Шотландии происходит ужасающее двойное убийство, которое угрожает окончательно разрушить жизни двух семейств, бок о бок проживших столько лет....
Империя иллюзий: Братья Сафроновы (2015)Братья- иллюзионисты Сафроновы снова вышли на большую сцену. Теперь они возьмут участие в новом проекте «Империя Иллюзий: Братья Сафроновы», что выйдет 21 февраля на телеканале СТС. Братья впервые выступят один против одного за звание наилучшего иллюзиониста страны. Особенностью сериала являться то, что в нем будут принимать участие звезды. Такое шоу не имеет аналогов в России. Каждый из братьев сможет сам набрать себе команду, которую он будет тренировать фокусам и магии. Совместно со своим тренером знаменитости подготовлять разнообразные номера, которые покажут на целую страну. Для Сафроновых это шоу станет по своему уникальным. Впервые они будут соревноваться друг против друга для того, чтобы выиграть главный приз.
Глюконавты / Трипующие Tripped (Сезон 1) (2015)Твой друг детства (Дэнни) неожиданно решает остепениться и завязать с травкой, выпивкой и прочим непотребством. Он женится, а ты даже не его шафер на свадьбе. Лучшее, что ты можешь придумать, это с горя расслабиться дома на диванчике с травкой и грибочками, но ни с того ни с сего из воздуха в твоей квартире возникает другой Дэнни, в доспехах и с мечом. А потом появляется еще один неизвестный мужик с мечом, который хочет тебя убить и начинается жесткое рубалово. Это либо на 48 процентов параллельные миры, либо на 52 ты слишком лихо обдолбался травкой. Так или иначе, это начало невероятных приключений.
BBC: Прогулки с морскими чудовищами / Sea Monsters: A Walking with Dinosaurs Trilogy (Сезон 1) (2003)Создатели нового проекта решили отправить человека в далёкое прошлое на встречу с морскими чудовищами. Древние обитатели морских глубин намного опаснее динозавров, птеродактилей и других сухопутных существ. Найджела Марвина и его команду ждёт экстремальный отпуск у моря. Биологов-аквалангистов оснастили всеми средствами защиты от нападений под водой. Они экипированы электрошоковыми дубинками, стальными кольчугами от акул и металлической клеткой. Но на фоне двадцатиметровых чудовищ всё это кажется детскими игрушками. В фильме сочетаются компьютерная графика, аниматорика и съёмки на море и суше. Вы увидите всё, что происходило на морских глубинах на стыке двух эпох и миров, не замечая преграды в миллионы лет.
Вифлеем / Bethlehem (2012)Вифлеем это напряженный израильский триллер, который расскажет зрителям историю офицера израильских спецслужб, Рази, который преуспел в вопросе вербовки агента — им становится молодой палестинский парень, Санфур. За несколько лет рабочих отношений агента и офицера спецслужб между ними завязывается настоящая мужская дружба, в которой Рази, приходящийся без малого отцом Санфуру, начинает испытывать к нему искренние отеческие чувства. Но, судьба поворачивается таким образом, что брат Санфура — Ибрагим, радикальный мусульманский деятель, организовывает крупный теракт в Иерусалиме. Командование Рази приказывает ему использовать Санфура как приманку, чтобы обезвредить Ибрагима.
Бешеные кролики: Вторжение / Rabbids Invasion (Сезон 1) (2013)Страна: США Франция
Студия: Nickelodeon Animation Studios
Жанр: комедия
Продолжительность: ~ 21 мин. (3 эпизода по 7 мин.)
Год выпуска: 2013-2014
Перевод : Профессиональный
Режиссёр: Фабьен Оврар, Стефан Митт, Франц Киршнер / Fabien Ouvrard, Stéphane Mitt, Franz Kirchner
Роли дублировали: Олег Лепенец, Матвей Николаев, Татьяна Антонова, Михаил Тишин, Дмитрий Сова, Екатерина Брайковская
Не забывай меня / Forget Me Not (2010)Лам И – сирота, воспитанная в приюте. Она не помнит ни своего имени, ни своего прошлого, но помнит доброту воспитавших ее людей. У нее две мечты: семья и свой ребенок, которому она хочет дать имя сама, потому что имя – это жизнь, индивидуальность и благословение родителей; и вспомнить то, кто она такая, вспомнить свое настоящее имя. Но мечта Лам И рушится, когда она расстается со своим молодым человеком... Ей приходится переехать в свой бывший дом, где ее мечты начинают сбываться и она узнает свое страшное и трагическое прошлое.
Энигма / Enigma (2001)В марте 1943 года британская разведка узнаёт, что уже не может читать секретные германские донесения, так как нацисты кардинально усовершенствовали свою шифровальную машину «Энигма», превратив боевые коды в гигантскую головоломку. На её разгадку могут уйти годы, но в распоряжении гениального математика Тома Джерико всего четыре дня! Вскоре Тому становится известно, что его любовницу и коллегу Клэр подозревают в связях с нацистами, более того — она бесследно исчезла. Не веря в безумные обвинения, молодой ученый начинает тайное расследование, не догадываясь, какой опасности он подвергает свою жизнь. Счет идет на минуты, и теперь Том обязан разгадать две сложнейшие загадки, ведь только от него зависит жизнь его возлюбленной и миллионов борцов с фашизмом, которым противостоит электронный мозг безжалостной «Энигмы».
Предместье / The 'Burbs (1989)Ленивой умиротворенной жизни в предместье, где решил отдохнуть наш герой Рэй Питерсон, пришел конец! Рэй наивно хотел расслабиться недельку, флегматично побродить в пижаме и почитать газеты. Но не тут-то было: отдых превращается в непрекращающийся кошмар!
Ливанские эмоции / Le-ba-non kam-jeong (2013)Мужчина гонится за женщиной. Она пробегает мимо другого мужчины, а затем знакомится с ним. В фильме показаны удручающие картины. В кадре чувствуется намерение режиссера показать эмоции, которые не поддаются описанию.
Помпеи / Pompei (2007)Август, 79 год нашей эры. Мирный город Помпеи живёт своей обычной жизнью. Рабы стараются угодить хозяевам, убирая их сады, ухаживая за детьми, а хозяева и знать, в свою очередь, наслаждаются богатсвом и земными удовольствиями. Брата рабыни Валери обвиняют в убийстве их собственного господина. Его разлучают с беременной женой, и он вынужден провести в тюрьме несколько дней до того, как суд примет решение. Но благородный и честный легионер Марк пытается доказать правосудию, что брат его возлюбленной ни в чём не виноват. И чем глубже и дальше Марк исследует убийство, тем больше таинственных подробностей о жителях города и самих Помпеях он находит...
Секретные материалы / The X Files (Сезон 5) (1997-1998)Год выпуска: 1998-1999
Страна: США/Канада
Жанр: Научная фантастика
Продолжительность: ~45min
Режиссер: Chris Carter
В ролях: Дэвид Духовны, Джиллиан Андерсон, Митч Пилегги, Уильям Б. Дэвис, Николас Ли, Том Брэйдвуд, Дин Хаглунд, Брюс Харвуд
Костюмирование / A chilling cosplay (2013)В Шанхае произошло необычное убийство - убита молодая женщина, чей труп был найден при безупречном макияже и наряженным в костюм медсестры. Офицер полиции Фан Ювэй (Саймон Ям) и его молодые подчинённые принимаются за расследование. Судмедэксперт несколько шокирует коллег результатами экспертизы. Далее происходит новое убийство, но на жертве уже другой костюм и всё такой же отличный макияж. Медленно, но верно полицейские выходят на след преступника...
Комбинат «Надежда» (2013)Досуг у молодых людей в районе двадцати примерно одинаков, где б они ни жили — в Лондоне, Перу или Заполярье: музыка, мечты, любовь и алкоголь. Света любит жениха, который уехал на юг и теперь живет у нее в скайпе, и ненавидит Надю, из-за которой тот отморозил в сугробе ноги. Надя любит Юрия, Дрон — Свету, Шкарупа — шашлыки и водку, Сережа и Яна — друг друга и свою музыкальную группу, украшение заводской самодеятельности. Таксист Дэн мечтает накопить на внедорожник и возить туристов в тундру, фокусник Алеша — стать звездой корпоративов «Норильского никеля», соперницы Света и Надя — навсегда уехать из родного города.

Планы с жаром обсуждаются, но никогда не реализуются — в веселом бездействии и безвременье жить легче. Один день рожденья сменяет другой, пикник перетекает в посиделки в бане, денег на билет от малой родины до Большой земли и большой мечты ни у кого не хватает. Неужели они останутся здесь навсегда — или кто-то сделает шаг к будущему, вырвется из заполярного гнезда, пусть и дорогой ценой?

Пока градообразующее предприятие Норильска обрабатывает драгметаллы, комбинат, функционирующий в душах героев, производит надежду. Непонятно, вхолостую он работает или нет.
11:14 / 11:14 (2003)Миддлтон — очень миленькое провинциальное местечко. Одной очень странной ночью по шоссе на большой скорости движется автомобиль. За рулем изрядно подвыпивший парень говорит с кем-то по телефону. Громко орет радио. На часах 11:13. Вдруг внезапно на лобовое стекло падают чьи-то части тела. Время — 11:14… Добро пожаловать в Миддлтон!
На краю Аляски / Edge of Alaska (Сезон 1-2) (2014)Где-то в дебрях Аляски затерялся один из самых глухих американских городков - Маккарти. Всем сорока двум его обитателям приходится отважно сражаться с суровой северной природой.
Полёт домой / С сердцем наперегонки / Flying Home / Racing Hearts (2014)история о Колине, молодом честолюбивом корпоративном рейдере, и Изабель, фламандской студентке.

Богатый арабский шейх, один из тех, кто может стать клиентом Колина, — большой поклонник голубей. Он уже пытался купить голубя-чемпиона из Фландрии, но хозяин птицы Йос упрямо отклоняет все его предложения. Пытаясь привлечь бизнес шейха на свою сторону, Колин предлагает заключить соглашение: если у него получится убедить Йоса продать голубя, то шейх подпишет договор с его компанией.

Так Колин оказывается во Фландрии, в небольшой деревеньке, где выдает себя за учителя, занятого поисками могилы погибшего во время Первой мировой войны прадеда. Здесь Колин встречает Изабель…
Молодость по страховке / Wild Oats (2016)Когда Эва потеряла любимого супруга, с которым прожила практически половину жизни, это было настоящим ударом. Как быть теперь? К тому же, средств к существованию совсем не много. А страховка, которую собираются выплатить немолодой женщине за смерть мужа, совсем мизерная. Что делать с пятьюдесятью тысячами долларов женщине, привыкшей к более – менее благополучной жизни? На выручку приходит его величество случай. Нелепая ошибка, допущенная в страховой компании, мгновенно меняет сумму выплаты. Теперь на руках у Эвы чек на пять миллионов.
ОНО / IT (1990) Stephen KingИз царства смерти появилось новое леденящее воплощение ужаса. ОНО притаилось в тени повсюду. И вот несколько школьных друзей, возвращаясь домой, должны встретиться с ЭТИМ лицом к лицу. ОНО знает все их страхи, как бы глубоко запрятаны они ни были, ОНО черпает силу из ненависти и разочарования. Существо, не имеющее названия и четкой формы, питающееся тем гадким и злым, что притаилось в них... Фильм снят по роман - бестселлеру "короля ужасов" Стивена Кинга.
Власть дракона / Dragon Storm (2004)Затерянная в легендах эпоха. Драконы правят землёй. Но это не мудрые драконы из сказок, а безжалостные и кровавые хищники, единственная цель которых продолжить свой род, уничтожая другую жизнь на планете.

Последние безопасные уголки на земле — неприступные замки, где собраны разрозненные люди, объятые паническим страхом за свою жизнь. Но никакие стены скоро не смогут противостоять натиску чудовищных летающих ящеров, с каждым годом они становятся умнее, хитрее, а каждое следующее поколение больше.

Только когда появился герой, способный противостоять злой силе драконов, в душах людей проснулась надежда. С каждым днём к отряду охотников на драконов присоединялись новые рыцари. Неся огромные потери, но убивая чудовищ и освобождая земли из-под ига кровавых властителей, отряд борется за право на жизнь всего человечества.
Клуб добрых дел / GJ-bu (Сезон 1) (2013)В некоторой старшей школе существует «клуб добрых дел», где, как водится, единственный парень по имени Кёя Синомия вынужден развлекать четырех милых и нестандартных девушек. Президент, шумная малышка Мао Амацука, встревает во все, что можно, а если не получается, угадайте, кто виноват? Ее младшая сестра Мэгуми, наоборот, тихая и спокойная хозяюшка, правда, с двойным дном. Интеллектуальный гений Сион Сумэраги мало разбирается в повседневной жизни, а канадская гостья Клара Бернштейн умеет говорить с кошками и обожает есть мясо. И что же объединяет всех этих персонажей? Конечно же, великая сила аниме!
Всадник без головы / Headless Horseman (2007)Компания подростков отправляется на машине в другой город на вечеринку, посвящённую приближающемуся Хэллоуину. Они решают сократить путь и съезжают на заброшенную дорогу. Этой дорогой видимо давно никто не пользовался по назначению, и вскоре колесо машины оказывается безжалостно пробито какой то железкой. К счастью, едва ли не тут-же подъезжает автомобиль с симпатичной девушкой, которая предлагает молодым людям проехать в её город, где они смогут починить колесо, а заодно поучаствуют в празднике, посвящённом Всаднику Без Головы.

Тинейджеры понимают слишком поздно, что безголовый всадник — это не миф, а реальность. А реальность состоит в том, что столетия назад здесь орудовал некий садист, похищавший детей и отрубавший им головы. Его поймали и казнили — отрубив ему голову, но он обещал вернуться. Проблемой подростков будет не только Всадник Без Головы, но и местные жители, которые уже совсем не люди, а призраки, и желают принести чужеземцев в жертву своему повелителю…
Привязанные к дому / Housebound (2014)Кайли Бакнелл вынуждена вернуться в фамильный особняк после того, как суд приговорил ее к заключению под домашний арест. Ее наказание за неудачную попытку ограбить банкомат осложняется еще и тем, что Кайли вынуждена жить со своей безумной мамой Мириам, которая убеждена, что особняк кишит приведениями…


Войдите на сайт, используя логин и пароль указанные Вами при регистрации
Google+