Расширенный поиск
Вход на сайт

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Опубликовано 27-08-2015, 10:50 в категории Новости кино » «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи» оказался самым коротким и, в хорошем смысле, маргинальным за всю историю этого события. В минувший уикенд, в течение двух дней, в Одессе под открытым небом показали знаковые, но малоизвестные фильмы из стран, которые кинематографическими не считаются. Это входило в концепцию шестых «Немых ночей», как и общая тема показов — декоммунизация и судьба пропагандистского искусства как в Украине, ввиду нового закона, так и в мире. Как показала фестивальная программа, киноленты, в свое время считавшиеся пропагандистскими, могут предстать в совершенно новом универсальном художественном смысле годы спустя.

Сказанное касается в первую очередь украинского фильма 1929 года «Ветер с порогов». Снятая Арнольдом Кордюмом как идеологическая поддержка строительства Днепрогэса, эта картина является уникальным высказыванием о противостояниях поколений, человека/технологии и природы, традиционализма и новаторства. В «Ветре с порогов» рассказывается о конфликте семье Ковбаней. Отец Остап (его сыграл 73-летний «корифей» Николай Садовский) — лоцман с деда-прадеда, овладевший искусством обходить легендарные днепровские пороги. Он теряет свой авторитет в глазах сообщества и собственных детей, когда в село приезжают инженеры. Те нисколько не сомневаются в том, что покорят природу — взорвут пороги, построят станцию и неминуемо затопят живописные украинские села, что, как известно, в конце концов, произошло, похоронив под водой огромный пласт украинской культуры и истории казачества.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

На первый взгляд, вывод в фильме однозначен: молодые технократы — строители коммунизма приходят на смену консервативным жителям периферии. Это приветствуется и декларируется в сталинском курсе на индустриализацию, это воспевается в культуре того времени. Нынешний же зритель не увидит в старом Ковбане выраженного антагониста: правых и неправых в фильме попросту нет. Есть столкновение идей. Что должен делать человек: подстраиваться под природу или переделывать ее под себя? В годы появления фильма ответ был один. Сегодня, когда у человечества есть опыт не одной техногенной катастрофы, популяризируется возвращение к доиндустриальным отношениям с природой. Точно так же в «Ветре с порогов» поднимаются универсальные и не теряющие актуальность проблемы кризиса патриархальной культуры, смены поколений, памяти и идентификации себя через определенную территорию, взаимодействия технологий на мир. «Ветер с порогов» в этом смысле близок одновременно и к «Леопарду» Висконти, и к раннему киберпанку, и ко многим фильмам, появившимся гораздо позже него.

Художественное воплощение «Ветра с порогов» заставляет лишь жалеть о том, что этот фильм оказался в тени довженковской «Земли». Обе картины появились почти в одно и то же время, они даже перекликаются друг с другом в отдельных сценах. Трактор у Довженко и громадные краны у берегов Днепра у Кордюма — те же самые образы, знаменующие конец старого мира и наступление индустриализации, а с ней вместе и дальнейшей урбанизации населения. Кулак, убивающий Василя, и лоцман, желающий вреда чужакам из города — те же самые образы. У Довженко было больше поэзии буколической, у Кордюма — индустриальной. Первого знают все, у второго даже не все киноработы можно отыскать. «Ветер с порогов», к несчастью, тоже был доступен лишь на отдельных показах от Центра Довженко и на «Немых ночах». Реставрированный в прошлом году, этот фильм очень нуждается в переиздании в каком-либо виде.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Не уступает по раритетности «Ветру с порогов» еще один фильм «Немых ночей-2015». Это драма «Социальный распад» 1932 года, обозначенная организаторами фестиваля как первый фильм греческого неореализма. Сделанный на стамбульской киностудии фактически как независимое производство (молодой режиссер Стелиос Татасопулос одолжил у отца деньги на съемки), этот фильм представляет хронику молодежи в переживающей кризис Греции. Толпы эмигрантов, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие равных возможностей, угнетенный пролетариат — промарксистский уклон выпирает в каждом кадре. По меркам мирового кинематографа начала 30-х, «Социальный распад» — не самое сильное кино, скудное художественно, без «воздуха» между сценами, без психологизации и акцентированных конфликтов. Главный герой сначала студент, потом перспективный актер, потом опустившийся на самое дно пьяница, потом бескомпромиссный левый активист — действие 60-минутного фильма перебрасывает персонажа из одного статуса в другой, без возможности отрефлексировать. Тем не менее многое в «Социальном распаде» можно списать на возраст постановщика-дебютанта: всего 24 года было Стелиосу Татасопулосу, который сам же и сыграл здесь главную роль.

Политическую ангажированность невозможно игнорировать в еще одном показанном на «Немых ночах» фильме. Белорусский псевдоисторический эпос «В огне рожденная» 1929 года — кино о том, как «в огне гражданской войны родилась Советская Беларусь». Это безумно красивый фильм, хоть и несколько вторичный по отношению к творчеству более известных мастеров советского киноавангарда. В каждом кадре угадываются цитаты (сознательные или нет, неизвестно) то из Довженко, то из Вертова, то из Эйзенштейна и Пудовкина. Эдакое попурри из достижений советской школы монтажа и операторского искусства.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В истории белорусского национального кинематографа это фильм знаковый, и в его художественной ценности сомневаться не приходится. Идейная часть «В огне рожденной» близка к «Арсеналу», только режиссер Уладзимир Корш-Саблин оказался язвительнее Довженко по отношению к потугам национальных сил взять власть в стране. У белорусов после февральской революции была своя народная республика, свой Петлюра, своя Центральная Рада и даже свой Скоропадский. «В огне рожденная» — не лучший источник для изучения истории того времени, но, как и в случае в петлюровской темой в украинском кино, само упоминание белорусских национальных сил свидетельствует о том, что советская власть считала их угрозой, требующей разоблачения и высмеивания. Как любое пропагандистское произведение, «В огне рожденная» держится на доведении до крайности любого сюжетного конфликта и образа, и как отличный авангардный фильм, преуспевает в эмоциональном воздействии на зрителя.

Просоветский пафос картины умело сбила белорусская рок-группа Relikt, исполнявшая на «Немых ночах» новый саундтрек к фильму. Финал с обязательным триумфом красных прошел под гитарное исполнение траурного марша. Это вполне компенсировало издевательские сцены с бело-красно-белым флагом, который и нынче в опале — теперь уже у лукашенковской власти. «В огне рожденную» отреставрировали и переозвучили (вернее — переосмыслили) в рамках совместного белорусско-польского проекта «Тузін. Немаўля», благодаря которому удалось сбить пыль и с других малоизвестных немых фильмов.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В стороне от политики стоит чешский фильм «Эротикон». Как и другие ленты из программы «Немых ночей», он нуждается в пересмотре. Некогда картину Густава Махаты критиковали из-за излишней откровенности. Сегодня она смотрится невинно, несмотря на то, что здесь есть чуть ли не первая в кино сцена орального удовлетворения женщины. И правда, «Эротикон» — это феминоцентричное кино, мелодрама, близкая больше к декадентской киноэстетике, чем к экспрессионизму, в контексте которого ее часто упоминают. В наши дни сюжет «Эротикона» органично бы смотрелся в любом отечественном телемуви для женской аудитории. Это история соблазненной и настрадавшейся провинциальной девушки, которая в итоге отделывается наименьшими потерями из всех героев. К счастью, непреходящей ценностью картины остается то, как она снята и что значит для исследования чувственности в истории кино.

Снятый в 1929 году «Эротикон» упоминают не так часто, как появившийся четырьмя годами позже «Экстаз» того же режиссера — Густава Махаты. Второй фильм наделал шума из-за обнаженной купальщицы Хеди Ламарр и последующей цензуры из-за кодекса Хейса, согнавшего «Экстаз» в кинопрокатное подполье. Оба фильма объединены как темой женской сексуальности, так и похожим поэтическим стилем — опробованным в «Эротиконе» и развитом Махаты уже в «Экстазе». Что интересно, в свое время, чешского режиссера, уехавшего в Голливуд, преследовала репутация автора неприличных фильмов. Хотя такой деликатный и образно богатый подход к теме страсти увидеть в современном кино сложно.



Поздние цветы / Late Bloomers (2011)Название: Поздние цветы / Late Bloomers
Длительность: 85 мин.
Рубрики: драма
Год: 2011
Производство: Бельгия, Великобритания, Франция
Режиссёр: Жюли Гаврас
Актёр: Уильям Хёрт, Люк Тредэвэй, Джоанна Ламли, Хьюго Спир, Лесли Филлипс, Изабелла Росселлини, Кейт Эшфилд, Арта Доброши, Дорин Мэнтл, Эйдан МакАрдл
Продюсер: Бертран Фаврэ, Тристан Голайер, Сильви Дантон
Сценарий: Жюли Гаврас, Дэвид Х. Пикеринг, Оливье Даза
У вас будет ребенок (2014)Четыре женщины волею судьбы вместе встречаются в одном роддоме. Каждая ждет ребенка и у каждой – своя тайна. Своя причина изменить свое прошлое, своя любовь и своя обида. Четыре характера, четыре судьбы. Такие разные и, вместе с тем, такие похожие женщины.
Моя ужасная няня 2 / Nanny McPhee and the Big Bang (2010)Название: Моя ужасная няня 2
Оригинальное название: Nanny McPhee and the Big Bang
Производство: США, Франция, Великобритания
Режиссёр: Сузанна Уайт
Жанр: фэнтези, комедия, семейный, детский
Год выпуска: 2010
Перевод: Профессиональный (полное дублирование)
В ролях: Рэйф Файнс, Юэн МакГрегор, Мэгги Джилленхол, Эмма Томпсон, Мэгги Смит, Рис Иванс, Аса Баттерфилд, Дэниэл Мейс, Билл Бэйли, Нонсо Анози
Продолжительность: 01:49:14
Шестой день / The 6th Day (2009)Год 2267. Земля стала необитаемой из-за экологической катастрофы, а выжившие живут в переполненных космических станциях на орбите Земли. Молодой доктор Лора Портман одна из них. Она надеется на лучшее будущее далекой планеты Рея. Но чтобы попасть на нее — нужны деньги. Лаура подписывает контракт и устраивается в корпорацию «Койпер» для работы на старом грузовом корабле «Кассандра», который проделает путь к станции N42 и обратно за 8 лет. Полет полностью автоматический, во время которого члены экипажа проводят большую часть в состоянии глубокого сна, пока один дежурит 8,5 месяцев. Из-за террористической угрозы на корабле присутствует дополнительно Самуэль Деккер, ответственный за безопасность. К концу своей смены, Лора Портман слышит необычный шум из грузового отсека. Она поднимает членов экипажа, чтобы исследовать холодные грузовые трюмы корабля. После первых смертей, все начинают не доверять друг другу. Лаура и Самуэль раскрывают истинное содержание груза и назначение корабля…
Корпорация / Incorporated (Сезон 1) (2016)События антиутопии происходят в будущем, где крупные корпорации прибрали к рукам практически неограниченную власть и активно используют оную в угоду собственным интересам. Главный герой Бен Ларсон вынужден изменить свою личность, чтобы внедриться в одну из таких корпораций и спасти женщину, которую любит. Он готов бросить вызов существующей системе, у его действий будут смертельно опасные последствия, но игра стоит свеч, потому что герой уверен в победе.
Склифосовский (Сезон 1-5) (2012-2017)Фильм приоткрывает завесу главного института скорой помощи – знаменитого Склифа. Здесь нет времени на долгие раздумья, Склиф – это внеплановые операции, и, чтобы спасти человека, принять верное решение надо здесь и сейчас.
Как никому другому, это удается главному герою, хирургу Брагину. Помимо профессиональных удач, за Брагиным тянется и слава первого ловеласа, благо мужского обаяния ему не занимать.. Видя каждый день жизнь и смерть, Брагин давно утратил сентиментальность и не утруждает себя мыслями о чужих чувствах, «великие страсти» только веселят его...
WTF! Какого черта? / N'importe qui (2014)Реми Гайяр — реальный персонаж Всемирной сети, троллер, провокатор, самый популярный комик инета Европы. Полтора миллиарда просмотров и миллионы фанатов. Пришел день, и он решил остепениться: женился, устроился на работу на автостоянке, пообещал беременной жене, что тоже «уходит в декрет» и бросает свои шалости.

Но как заглушить талант и буйство фантазии?! Фанаты не могут допустить его ухода.

Гайяр возвращается!
Хоббит: Битва пяти воинств / The Hobbit: The Battle of the Five Armies (2014)Когда отряд из тринадцати гномов нанимал хоббита Бильбо Бэгинса в качестве взломщика и четырнадцатого, «счастливого», участника похода к Одинокой горе, Бильбо полагал, что его приключения закончатся, когда он выполнит свою задачу — найдет сокровище, которое так необходимо предводителю гномов Торину. Путешествие в Эребор, захваченное драконом Смаугом королевство гномов, оказалось еще более опасным, чем предполагали гномы и даже Гэндальф — мудрый волшебник, протянувший Торину и его отряду руку помощи.

В погоню за гномами устремилась армия орков, ведомых пробудившимся в руинах древним злом, а эльфы и люди, с которыми Бильбо и его товарищам пришлось иметь дело во время путешествия и которые пострадали от последствий желания гномов вернуть свой дом, предъявили права на щедрое вознаграждение — часть сокровищ Одинокой горы. Скоро неподалеку от Одинокой горы встретятся пять армий, и лишь кровопролитная битва определит результаты смелого гномьего похода.
Красавица и чудовище / Beauty and the Beast (1991)Название: Красавица и чудовище
Оригинальное название: Beauty and the Beast
Страна: США
Жанр: Мультфильм, семейный, приключения
Продолжительность: 01:31:44
Год выпуска: 1991
Перевод: Дубляж, Михалев, многоголосый закадровый
Режиссёр: Гари Труздейл / Gary Trousdale
Подслушанное 3 / На прослушке 3 / Overheard 3 (2014)В последние годы чиновники Гонконга проводили политику, отстаивающую интересы, в первую очередь, коренных обитателей города, в то время как приезжие испытывали дискриминацию. Естественно, такое положение дел вызывало недовольство у многих жителей города и напряжение в общество нарастало. Но только активное использование «жучков» позволило в полной мере осознать, насколько сложная и взрывоопасная ситуация сложилась в Гонконге.
Кайба / Kaiba (Сезон 1) (2008)Что такое душа? Чем является любовь? Что самое главное для человека? «Кайба» не просто касается этих тем, но концентрируется на них с маниакальным упорством, раз за разом представляя на зрительский суд новые варианты «человекоподобности». И поскольку речь идёт о содержании, об идеях и мыслях, форма отходит на второй план.
Школа выживания / Drillbit Taylor (2008)Парочка школьников решает нанять низкобюджетного телохранителя в надежде, что он защитит их от задир-одноклассников. Однако подход к делу и методы воздействия у «наемника» оказываются весьма и весьма нетрадиционными...
Помолвлена с незнакомцем / Mikakunin de Shinkoukei (2014)Юноми Кобени на своё шестнадцатилетие узнаёт, что уже давно помолвлена с юношей такого же возраста. Его зовут Мицумине Хакуя, и он переезжает из сельской местности и вселяется к ней в дом. Кроме того, он незнамо зачем захватил с собой свою младшую сестрёнку, которая ещё учится в начальной школе. Учитывая, что к этому веселью ещё присоединяется восемнадцатилетняя старшая сестра Юноми, некогда спокойный дом чуть ли не вверх дном переворачивается. Смогут ли эти четверо ужиться вместе? И не сорвётся ли помолвка от трудностей совместной жизни? В любом случае лучше уж сейчас, чем после свадьбы!
12 метров без головы / Zwolf Meter ohne Kopf (2009)Год: 2009
Страна: Германия
Режиссер: Свен Таддикен
Сценарий: Matthias Pacht, Свен Таддикен
В ролях: Маттиас Швайгхефер, Хиннерк Шонеманн, Якоб Маченц, Франциска Вульф, Яна Палласке, Девид Штрисов, Александер Шеер, Милан Пешель
Жанр: приключения, драма
Возраст: 16+
Продолжительность: 01:38:27
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок / The Hangover Part II (2011)Название: Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок
Оригинальное название: The Hangover Part II
Выпущено: США
Год выпуска: 2011
Жанр: комедия
Режиссер: Тодд Филлипс
Оператор: Лоуренс Шер
Композитор: Кристоф Бек
В ролях: Брэдли Купер, Эд Хелмс, Зак Галифианакис, Джастин Барта, Кен Жонг, Пол Джаматти, Майк Тайсон, Джефри Тэмбор, Мэйсон С. Ли, Джеми Чунг
Перевод: Дублированный (TS)
Продолжительность: 01:37:35
Куда приводят мечты / What Dreams May Come (1998)После гибели Криса Нилсена в автокатастрофе он, обретя бессмертие, пытается остаться рядом со своей прекрасной, но смертной женой Энни.
С помощью дружественного духа, приставленного к нему в качестве проводника, он начинает привыкать к своему новому существованию в окружении, которое иначе как райским не назовешь.
Игра на выживание / Gone (2012)Год выпуска: 2012
Страна: США
Жанр: триллер, драма, детектив
Качество: HDRip
Перевод: Дублированный
Оригинальное название: Gone
Продолжительность: 01:34:43
Премьера (РФ): 23 февраля 2012
Режиссер: Эйтор Далия
В ролях: Аманда Сайфред, Дэниел Сунджата, Дженнифер Карпентер, Себастьян Стэн, Уэс Бентли, Ник Сирси, Сократис Отто, Эмили Уикершем, Джоэль Мур, Кэтрин Менниг
Великолепный век / Muhteşem Yüzyıl (Сезон 2) (2011-2012)Жанр: драмы, мелодрамы, военные, биографические, исторические
Год выпуска: 2011-2012
Режиссер: Durul Taylan, Yagmur Taylan
Актеры сериала: Nebahat Çehre, Meryem Uzerli, Okan Yalabik, Nur Aysan, Сельма Эргеч, Халит Эргенч, Филиз Ахмет, Tansel Öngel, Селим Байрактар, Burcu Tuna
Дом ужасов Хаммера / Hammer House of Horror (Сезон 1) (1980)Сериал снят британской студией "Хаммер филмз" в 1980 году. Состоит из 13 серий не связанных сюжетной линией между собой.
Доп. информация: Этот сериал был показан телеканалом НТВ в 90-х годах. Т.к. русскую (НТВшную) звуковую дорожку найти не удалось, то мы сами перевели и озвучили серии.
Красная жара / Red heat (1988)Название:Красная жара / Red heat
Год выхода: 1988
Жанр: боевик
Страна: США
Время: 01:39:23
Режисер: Уолтер Хилл
Артисты: Арнольд Шварценеггер, Джеймс Белуши, Питер Бойл, Джина Гершон, Савелий Крамаров, Олег Видов
Особо тяжкие преступления / Major Crimes (Сезон 1-4) (2012-2015)Продолжение сериала Ищейка. После увольнения Бренды Ли Джонсон руководство Отделом Ососбо Опасных преступлений полиции Лос-Анджелеса берет в свои руки капитан Рэйдор. Однако ей предстоит работать в команде, котроая заранее испытывает к ней антипатию, ведь антипатию к ней всегда испытывала шеф Джонсон.
Любовь в большом городе 2 (2010)Название: Любовь в большом городе 2
Оригинальное название: Любовь в большом городе 2
Год выхода: 2010
Жанр: комедия
Режиссер: Марюс Вайсберг
В ролях: Вера Брежнева, Алексей Чадов, Анастасия Задорожная, Светлана Ходченкова, Вилле Хаапасало, Владимир Зеленский, Филипп Киркоров, Павел Воля, Леонид Ярмольник, Игорь Верник
Время / In Time (2011)Добро пожаловать в мир, где время стало единственной и самой твердой валютой, где люди генетически запрограммированы так, что в 25 лет перестают стареть. Правда, последующие годы стоят денег. И вот богатые становятся практически бессмертными, а бедные, как всегда, обречены сражаться за жизнь.
Милые обманщицы / Pretty Little Liars (Сезон 1-5) (2010-2014)Название: Милые обманщицы / Pretty Little Liars
Год выхода: 2010-2014
Страна: США
Жанр: Молодежная драма
Режиссер: Лиз Фридлендер, Лесли Линка Глаттер, Элоди Кин
Продюсеры: Лиза Кочран-Нилан
В ролях: Джанель Пэрриш, Стивен Крюгер, Тройэн Эвери Беллисарио, Джулиан Моррис, Майкл Бин, Эшли Бенсон, Эмбер Борицки, Холли Мари Комбс, Торри ДеВито, Люси Хейл
Перевод: Любительский (двухголосый)
Продолжительность: серия ~ 40 минут

Войдите на сайт, используя логин и пароль указанные Вами при регистрации
Google+