«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
Расширенный поиск
Вход на сайт

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Опубликовано 27-08-2015, 10:50 в категории Новости кино » «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи» оказался самым коротким и, в хорошем смысле, маргинальным за всю историю этого события. В минувший уикенд, в течение двух дней, в Одессе под открытым небом показали знаковые, но малоизвестные фильмы из стран, которые кинематографическими не считаются. Это входило в концепцию шестых «Немых ночей», как и общая тема показов — декоммунизация и судьба пропагандистского искусства как в Украине, ввиду нового закона, так и в мире. Как показала фестивальная программа, киноленты, в свое время считавшиеся пропагандистскими, могут предстать в совершенно новом универсальном художественном смысле годы спустя.

Сказанное касается в первую очередь украинского фильма 1929 года «Ветер с порогов». Снятая Арнольдом Кордюмом как идеологическая поддержка строительства Днепрогэса, эта картина является уникальным высказыванием о противостояниях поколений, человека/технологии и природы, традиционализма и новаторства. В «Ветре с порогов» рассказывается о конфликте семье Ковбаней. Отец Остап (его сыграл 73-летний «корифей» Николай Садовский) — лоцман с деда-прадеда, овладевший искусством обходить легендарные днепровские пороги. Он теряет свой авторитет в глазах сообщества и собственных детей, когда в село приезжают инженеры. Те нисколько не сомневаются в том, что покорят природу — взорвут пороги, построят станцию и неминуемо затопят живописные украинские села, что, как известно, в конце концов, произошло, похоронив под водой огромный пласт украинской культуры и истории казачества.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

На первый взгляд, вывод в фильме однозначен: молодые технократы — строители коммунизма приходят на смену консервативным жителям периферии. Это приветствуется и декларируется в сталинском курсе на индустриализацию, это воспевается в культуре того времени. Нынешний же зритель не увидит в старом Ковбане выраженного антагониста: правых и неправых в фильме попросту нет. Есть столкновение идей. Что должен делать человек: подстраиваться под природу или переделывать ее под себя? В годы появления фильма ответ был один. Сегодня, когда у человечества есть опыт не одной техногенной катастрофы, популяризируется возвращение к доиндустриальным отношениям с природой. Точно так же в «Ветре с порогов» поднимаются универсальные и не теряющие актуальность проблемы кризиса патриархальной культуры, смены поколений, памяти и идентификации себя через определенную территорию, взаимодействия технологий на мир. «Ветер с порогов» в этом смысле близок одновременно и к «Леопарду» Висконти, и к раннему киберпанку, и ко многим фильмам, появившимся гораздо позже него.

Художественное воплощение «Ветра с порогов» заставляет лишь жалеть о том, что этот фильм оказался в тени довженковской «Земли». Обе картины появились почти в одно и то же время, они даже перекликаются друг с другом в отдельных сценах. Трактор у Довженко и громадные краны у берегов Днепра у Кордюма — те же самые образы, знаменующие конец старого мира и наступление индустриализации, а с ней вместе и дальнейшей урбанизации населения. Кулак, убивающий Василя, и лоцман, желающий вреда чужакам из города — те же самые образы. У Довженко было больше поэзии буколической, у Кордюма — индустриальной. Первого знают все, у второго даже не все киноработы можно отыскать. «Ветер с порогов», к несчастью, тоже был доступен лишь на отдельных показах от Центра Довженко и на «Немых ночах». Реставрированный в прошлом году, этот фильм очень нуждается в переиздании в каком-либо виде.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Не уступает по раритетности «Ветру с порогов» еще один фильм «Немых ночей-2015». Это драма «Социальный распад» 1932 года, обозначенная организаторами фестиваля как первый фильм греческого неореализма. Сделанный на стамбульской киностудии фактически как независимое производство (молодой режиссер Стелиос Татасопулос одолжил у отца деньги на съемки), этот фильм представляет хронику молодежи в переживающей кризис Греции. Толпы эмигрантов, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие равных возможностей, угнетенный пролетариат — промарксистский уклон выпирает в каждом кадре. По меркам мирового кинематографа начала 30-х, «Социальный распад» — не самое сильное кино, скудное художественно, без «воздуха» между сценами, без психологизации и акцентированных конфликтов. Главный герой сначала студент, потом перспективный актер, потом опустившийся на самое дно пьяница, потом бескомпромиссный левый активист — действие 60-минутного фильма перебрасывает персонажа из одного статуса в другой, без возможности отрефлексировать. Тем не менее многое в «Социальном распаде» можно списать на возраст постановщика-дебютанта: всего 24 года было Стелиосу Татасопулосу, который сам же и сыграл здесь главную роль.

Политическую ангажированность невозможно игнорировать в еще одном показанном на «Немых ночах» фильме. Белорусский псевдоисторический эпос «В огне рожденная» 1929 года — кино о том, как «в огне гражданской войны родилась Советская Беларусь». Это безумно красивый фильм, хоть и несколько вторичный по отношению к творчеству более известных мастеров советского киноавангарда. В каждом кадре угадываются цитаты (сознательные или нет, неизвестно) то из Довженко, то из Вертова, то из Эйзенштейна и Пудовкина. Эдакое попурри из достижений советской школы монтажа и операторского искусства.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В истории белорусского национального кинематографа это фильм знаковый, и в его художественной ценности сомневаться не приходится. Идейная часть «В огне рожденной» близка к «Арсеналу», только режиссер Уладзимир Корш-Саблин оказался язвительнее Довженко по отношению к потугам национальных сил взять власть в стране. У белорусов после февральской революции была своя народная республика, свой Петлюра, своя Центральная Рада и даже свой Скоропадский. «В огне рожденная» — не лучший источник для изучения истории того времени, но, как и в случае в петлюровской темой в украинском кино, само упоминание белорусских национальных сил свидетельствует о том, что советская власть считала их угрозой, требующей разоблачения и высмеивания. Как любое пропагандистское произведение, «В огне рожденная» держится на доведении до крайности любого сюжетного конфликта и образа, и как отличный авангардный фильм, преуспевает в эмоциональном воздействии на зрителя.

Просоветский пафос картины умело сбила белорусская рок-группа Relikt, исполнявшая на «Немых ночах» новый саундтрек к фильму. Финал с обязательным триумфом красных прошел под гитарное исполнение траурного марша. Это вполне компенсировало издевательские сцены с бело-красно-белым флагом, который и нынче в опале — теперь уже у лукашенковской власти. «В огне рожденную» отреставрировали и переозвучили (вернее — переосмыслили) в рамках совместного белорусско-польского проекта «Тузін. Немаўля», благодаря которому удалось сбить пыль и с других малоизвестных немых фильмов.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В стороне от политики стоит чешский фильм «Эротикон». Как и другие ленты из программы «Немых ночей», он нуждается в пересмотре. Некогда картину Густава Махаты критиковали из-за излишней откровенности. Сегодня она смотрится невинно, несмотря на то, что здесь есть чуть ли не первая в кино сцена орального удовлетворения женщины. И правда, «Эротикон» — это феминоцентричное кино, мелодрама, близкая больше к декадентской киноэстетике, чем к экспрессионизму, в контексте которого ее часто упоминают. В наши дни сюжет «Эротикона» органично бы смотрелся в любом отечественном телемуви для женской аудитории. Это история соблазненной и настрадавшейся провинциальной девушки, которая в итоге отделывается наименьшими потерями из всех героев. К счастью, непреходящей ценностью картины остается то, как она снята и что значит для исследования чувственности в истории кино.

Снятый в 1929 году «Эротикон» упоминают не так часто, как появившийся четырьмя годами позже «Экстаз» того же режиссера — Густава Махаты. Второй фильм наделал шума из-за обнаженной купальщицы Хеди Ламарр и последующей цензуры из-за кодекса Хейса, согнавшего «Экстаз» в кинопрокатное подполье. Оба фильма объединены как темой женской сексуальности, так и похожим поэтическим стилем — опробованным в «Эротиконе» и развитом Махаты уже в «Экстазе». Что интересно, в свое время, чешского режиссера, уехавшего в Голливуд, преследовала репутация автора неприличных фильмов. Хотя такой деликатный и образно богатый подход к теме страсти увидеть в современном кино сложно.



Долина волков: Западня / Kurtlar Vadisi: Pusu (Сезон 1-9) (2007-2015)Сериал “Долина волков: Западня” начинается с покушения на бизнесмена Чагры Тороса, которое устроено террористической организацией. Исполнители покушения были задержаны.
Атака на Перл Харбор / Rengô kantai shirei chôkan: Yamamoto Isoroku (2011)Страна: Япония
Жанр: драма, военный, биография
Год выпуска: 2011
Продолжительность: 02:20:24
Перевод: Одноголосый закадровый
Cубтитры: нет
Режиссер: Идзуру Нарусима / Izuru Narushima
В ролях: Кодзи Якусё, Хироши Абе, Сюити Азумая, Мицугоро Бандо, Акира Эмото, Ёсихико Хакамада, Миэко Харада, Масато Ибу, Сюндзи Игараси, Теруюки Кагава
Приключения маленьких итальянцев / Amori elementari (2014)Неразлучные друзья из маленько итальянского альпийского городка занимаются фигурным катанием и хоккеем. Однажды по вине ребят пропадает ценная шайба, которая принадлежала их тренеру, бывшему известному российскому спортсмену. Они должны срочно, пока никто не заметил, вернуть ее! Это обстоятельство явилось причиной срочного отлета в Москву всех тех, кто случайно или специально был посвящен в эту тайну.

В Россию прибыли трое итальянских детей, один индус и двое русских ребят, живущих в Италии. Но в Москве одна из итальянских девочек решила сбежать, что усложнило и так непростые соревнования за шайбу в незнакомой стране…
WTF! Какого черта? / N'importe qui (2014)Реми Гайяр — реальный персонаж Всемирной сети, троллер, провокатор, самый популярный комик инета Европы. Полтора миллиарда просмотров и миллионы фанатов. Пришел день, и он решил остепениться: женился, устроился на работу на автостоянке, пообещал беременной жене, что тоже «уходит в декрет» и бросает свои шалости.

Но как заглушить талант и буйство фантазии?! Фанаты не могут допустить его ухода.

Гайяр возвращается!
Каспер / Casper (1995)Эта картина, созданная фирмой Стивена Спилберга и при его участии в качестве исполнительного продюсера (после трёхлетнего перерыва), мила и симпатична. Не только потому, что является увлекательной и смешной фантастической историей для семейного просмотра, занимательным рассказом о старомодных привидениях в наше компьютерное время. Забавнее всего то обстоятельство, что некоторые ревнители нравственности грозились подать жалобу в Сенат США, который должен был бы осудить детскую сказку за наличие в ней оскорбляющих намёков на половые признаки у призраков (не по этой ли причине и американский критик Леонард Молтин тоже посчитал «Каспер» полным провалом?!).
Симпсоны / The Simpsons (Сезон 5) (1993-1994)Год выпуска: 1993-1994
Страна: США
Жанр: комедия / мультфильм
Продолжительность: 8 часов 4 минуты
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Режиссер: Дэвид Силверман / David Silverman
В ролях: Дэн Кастелланета / Dan Castellaneta, Джули Кавнер / Julie Kavner, Нэнси Картрайт / Nancy Cartwright, Ярдли Смит / Yeardley Smith, Хэнк Азария / Hank Azaria, Гарри Ширер / Harry Shearer, Памела Хейден / Pamela Hayden, Тресс МакНилл / Tress MacNeille, Альберт Брукс / Albert Brooks, Карл Видерготт / Karl Wiedergott
Спаун / Spawn (Сезон 1-3) (1997–1999)Спаун - потрясающий мультфильм по одноименному комиксу Тодда МакФарлейна, рассказывающий о "краповом берете" Эле Симмонсе, убитом собственным напарником Джессом Чепелом. Попав в чистилище, Эл заключает сделку с дьяволом, Мэлболжиа: Эл сбросит в Ад столько душ, сколько прикажут, если ему позволят увидеть жену. Вернувшись на Землю Спауном, Эл собирается разорвать контракт в одностороннем порядке – но не тут то было. Все рушится, как домино, и Спауну никуда не деться от своих обязательств. Единственным выходом для него остается убивать – он еще не понимает, что этого и ждет от него Мэлболжиа. Убийство должно завершить трансформу Эла Симмонса в Спауна, уничтожив в нем все остатки человечности…
Во все тяжкие / Breaking Bad (2008-2013)«Во все тяжкие» (англ. Breaking Bad) — американский телесериал, созданный режиссёром Винсом Гиллиганом. Сюжет сериала повествует о докторе химических наук Уолтере Уайте, который работает учителем химии в школе: узнав о том, что он болен раком лёгких, Уолтер начинает заниматься изготовлением метамфетамина ради обеспечения будущего своей семьи. Действие сериала происходит в Альбукерке, штат Нью-Мексико.
Я тебя хочу / I Want You (1998)Чужие откровенные признания и стоны страсти составляют коллекцию немого 14-летнего подростка. С помощью специальной техники он проникает в тайны жителей городка, он знает о них больше, чем самые ярые сплетницы. Но даже ему не разобраться в сложных отношениях Хелен и ее бывшего любовника, вышедшего недавно из тюрьмы. Постепенно мальчик из наблюдателя превращается в участника жестокой драмы, где загадки, преступление из прошлого и страсть сплетаются в один запутанный клубок...
Снег на голову (2009)Жанр: мелодрама
Год выхода: 2009
Выпущено: Россия
Режиссер: Александр Даруга
В ролях: Артем Михалков, Елена Лагута, Максим Лагашкин, Александр Лойе, Ольга Машная, Екатерина Стулова
Продолжительность: 01:28:45
Перевод: Не требуется
Великое ограбление поезда / The Great Train Robbery (2013)Реконструкция знаменитого ограбления ночного почтового поезда, следовавшего 8 августа 1963 года из Глазго в Лондон.
Коммивояжер / Forushande (2016)Отношения Эмада и Раны безоблачны, и у них много планов на будущее. Днем Эмад преподает в школе, а по вечерам супруги увлеченно репетируют спектакль по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Однако семейная драма разворачивается не только на сцене, но и в реальной жизни, когда их новый дом из тихой гавани превращается в место преступления...
Портал юрского периода: Новый мир / Primeval: New World (Сезон 1) (2012-2013)На территории Ванкувера неожиданно появляются динозавры и другие доисторические животные. Виной тому - аномалии, созданные порталами в пространстве и времени. Изучением этих аномалий и существ занимаются группа гражданских под предводительством Эвана Кросса.
Крестный отец 3 / The Godfather: Part III (1990)Заключительная часть знаменитой гангстерской эпопеи, в которой продолжается рассказ о делах «семьи» дона Корлеоне. Через двадцать лет после событий, описанных в предыдущей картине, Майкл Корлеоне решает заняться легальным бизнесом. Однако противодействие внутри клана заставляет его вспомнить об испытанных кровавых методах общения с противником, что приводит к трагическому итогу.
Полк Шарпа / Sharpe's Regiment (1996)Июнь 1813 года. Шарп и Харпер отправляются в Англию для пополнения сильно поредевшего Южного Эссекса. Их направляют в Челмсфолд, где должны ждать 700 человек. По прибытию же они обнаруживают только 11…
Пекло / Sueurs (2002)Четверо отчаянных парней объединились в надежде на удачу. С грузом похищенного золота они хотят обмануть судьбу. Ничто, кроме добычи, не связывает их в этой стремительной гонке по раскаленной пустыне. Огромный трейлер и тонны ворованного золотого песка. Незнакомый перекупщик на берегу океана… Они сами выбрали свой путь. Они сами избрали это пекло!
Дом боли доктора Моро / Dr. Moreau's House of Pain (2004)Потерпев фиаско на тропическом острове, доктор Моро и несколько его зверолюдей перебрались на континент. В подвалах заброшенного сумасшедшего дома на окраине Лос-Анджелеса Моро стал пленником своих же созданий, заставивших его продолжать работу по дальнейшему их очеловечиванию. А поскольку для экспериментов доктору были нужны подопытные, в городе начали бесследно пропадать люди.
Грэбберсы / Grabbers (2012)Название: Грэбберсы
Оригинальное название: Grabbers
Год выхода: 2012
Жанр: фантастика, триллер, комедия
Режиссер: Джон Райт
В ролях: Ричард Койл, Рут Брэдли, Рассел Тови, Лалор Родди, Дэвид Пирс, Нед Деннехи, Луис Демпси, Джонатан Райан, Стюарт Грэхэм, Брона Галлахер
София Прекрасная / Sofia the First (Сезон 1-2) (2012-2014)В одном далеком-предалеком королевстве рука об руку правят волшебство и веселье! Знакомьтесь — София Прекрасная, очаровательная маленькая принцесса, которой предстоит впервые выйти в свет.
Главная сцена (ТВ Россия 1) (2015)На телеканале Россия - главное музыкальное событие 2015 года! Проекту предшествовал один из самых масштабных кастингов в истории отечественного шоу-бизнеса. Отбор состоялся на главной концертной площадке страны в Государственном Кремлевском дворце. Заявки на участие в нем отправили более 10 000 музыкантов из России и ближайшего зарубежья.Уже на подступах к Кутафьей башне ощущалась грандиозность замысла.
Судья / The Judge (2014)Мужчина, работающий адвокатом. Вот о ком пойдет речь. Он в свое время поругался с матерью и переехал жить в другой город. Вот прошло много лет, он решил вернуться и навестить ее. Но, на родине ему сообщили о ее смерти. Все бы ничего, если бы в смерти матери не винили его собственного отца. Отец его страдает серьезным заболеванием, болезнью Альцгеймера. Он не может спокойно это принять, а поэтому возвращение домой придется отложить. У него появилась цель, узнать о истинной причине смерти матери, чему бы это ему не стоило. Гораздо усложнило поиск то, что он практически ничего не знал о родителях. Ведь после своего отъезда были отрезаны все концы.
Зенит / Zenith (2010)В мрачном будущем 2044 года человечество отупело из-за состояния постоянного счастья, которое было внедрено на генном уровне. "Тупица" Джек (Питер Сканавино) распространяет наркотические вещества, которые приносят его клиентам желанный феномен боли. Но когда Джек получает таинственную видеозапись своего отца, он решает разоблачить опасный заговор, породивший этот мрачный мир.
Иллюзия обмана / Now You See Me (2013)Название: Иллюзия обмана (Now You See Me)
Год: 2013
Жанр: Зарубежные фильмы, криминал, триллер, Новинка
Страна: Франция, США
Бюджет: $75 000 000
Режиссер: Луи Летерье
В ролях: Джесси Айзенберг, Марк Руффало, Вуди Харрельсон, Мелани Лоран, Айла Фишер, Дэйв Франко, Майкл Кейн, Морган Фриман, Майкл Келли, Коммон
Премьера в мире: 21 мая 2013
Премьера в РФ: 12 июня 2013
Качество видео: BDRip
Перевод: Профессиональный (дублированный) | Лицензия
Возраст: Зрителям, достигшим 16 лет
Король вечеринок 3 / Van Wilder: Freshman Year (2009)Очутившись в новом колледже, Ван с ужасом обнаруживает, что все девушки вокруг дали обет безбрачия. Тогда наш герой рьяно берется за исправление столь неприемлемой для него ситуации: он должен освободить школу от «сексуальных оков». Главное в таком деле — не переусердствовать!


Войдите на сайт, используя логин и пароль указанные Вами при регистрации
Google+