«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
Расширенный поиск
Вход на сайт

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Опубликовано 27-08-2015, 10:50 в категории Новости кино » «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи» оказался самым коротким и, в хорошем смысле, маргинальным за всю историю этого события. В минувший уикенд, в течение двух дней, в Одессе под открытым небом показали знаковые, но малоизвестные фильмы из стран, которые кинематографическими не считаются. Это входило в концепцию шестых «Немых ночей», как и общая тема показов — декоммунизация и судьба пропагандистского искусства как в Украине, ввиду нового закона, так и в мире. Как показала фестивальная программа, киноленты, в свое время считавшиеся пропагандистскими, могут предстать в совершенно новом универсальном художественном смысле годы спустя.

Сказанное касается в первую очередь украинского фильма 1929 года «Ветер с порогов». Снятая Арнольдом Кордюмом как идеологическая поддержка строительства Днепрогэса, эта картина является уникальным высказыванием о противостояниях поколений, человека/технологии и природы, традиционализма и новаторства. В «Ветре с порогов» рассказывается о конфликте семье Ковбаней. Отец Остап (его сыграл 73-летний «корифей» Николай Садовский) — лоцман с деда-прадеда, овладевший искусством обходить легендарные днепровские пороги. Он теряет свой авторитет в глазах сообщества и собственных детей, когда в село приезжают инженеры. Те нисколько не сомневаются в том, что покорят природу — взорвут пороги, построят станцию и неминуемо затопят живописные украинские села, что, как известно, в конце концов, произошло, похоронив под водой огромный пласт украинской культуры и истории казачества.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

На первый взгляд, вывод в фильме однозначен: молодые технократы — строители коммунизма приходят на смену консервативным жителям периферии. Это приветствуется и декларируется в сталинском курсе на индустриализацию, это воспевается в культуре того времени. Нынешний же зритель не увидит в старом Ковбане выраженного антагониста: правых и неправых в фильме попросту нет. Есть столкновение идей. Что должен делать человек: подстраиваться под природу или переделывать ее под себя? В годы появления фильма ответ был один. Сегодня, когда у человечества есть опыт не одной техногенной катастрофы, популяризируется возвращение к доиндустриальным отношениям с природой. Точно так же в «Ветре с порогов» поднимаются универсальные и не теряющие актуальность проблемы кризиса патриархальной культуры, смены поколений, памяти и идентификации себя через определенную территорию, взаимодействия технологий на мир. «Ветер с порогов» в этом смысле близок одновременно и к «Леопарду» Висконти, и к раннему киберпанку, и ко многим фильмам, появившимся гораздо позже него.

Художественное воплощение «Ветра с порогов» заставляет лишь жалеть о том, что этот фильм оказался в тени довженковской «Земли». Обе картины появились почти в одно и то же время, они даже перекликаются друг с другом в отдельных сценах. Трактор у Довженко и громадные краны у берегов Днепра у Кордюма — те же самые образы, знаменующие конец старого мира и наступление индустриализации, а с ней вместе и дальнейшей урбанизации населения. Кулак, убивающий Василя, и лоцман, желающий вреда чужакам из города — те же самые образы. У Довженко было больше поэзии буколической, у Кордюма — индустриальной. Первого знают все, у второго даже не все киноработы можно отыскать. «Ветер с порогов», к несчастью, тоже был доступен лишь на отдельных показах от Центра Довженко и на «Немых ночах». Реставрированный в прошлом году, этот фильм очень нуждается в переиздании в каком-либо виде.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Не уступает по раритетности «Ветру с порогов» еще один фильм «Немых ночей-2015». Это драма «Социальный распад» 1932 года, обозначенная организаторами фестиваля как первый фильм греческого неореализма. Сделанный на стамбульской киностудии фактически как независимое производство (молодой режиссер Стелиос Татасопулос одолжил у отца деньги на съемки), этот фильм представляет хронику молодежи в переживающей кризис Греции. Толпы эмигрантов, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие равных возможностей, угнетенный пролетариат — промарксистский уклон выпирает в каждом кадре. По меркам мирового кинематографа начала 30-х, «Социальный распад» — не самое сильное кино, скудное художественно, без «воздуха» между сценами, без психологизации и акцентированных конфликтов. Главный герой сначала студент, потом перспективный актер, потом опустившийся на самое дно пьяница, потом бескомпромиссный левый активист — действие 60-минутного фильма перебрасывает персонажа из одного статуса в другой, без возможности отрефлексировать. Тем не менее многое в «Социальном распаде» можно списать на возраст постановщика-дебютанта: всего 24 года было Стелиосу Татасопулосу, который сам же и сыграл здесь главную роль.

Политическую ангажированность невозможно игнорировать в еще одном показанном на «Немых ночах» фильме. Белорусский псевдоисторический эпос «В огне рожденная» 1929 года — кино о том, как «в огне гражданской войны родилась Советская Беларусь». Это безумно красивый фильм, хоть и несколько вторичный по отношению к творчеству более известных мастеров советского киноавангарда. В каждом кадре угадываются цитаты (сознательные или нет, неизвестно) то из Довженко, то из Вертова, то из Эйзенштейна и Пудовкина. Эдакое попурри из достижений советской школы монтажа и операторского искусства.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В истории белорусского национального кинематографа это фильм знаковый, и в его художественной ценности сомневаться не приходится. Идейная часть «В огне рожденной» близка к «Арсеналу», только режиссер Уладзимир Корш-Саблин оказался язвительнее Довженко по отношению к потугам национальных сил взять власть в стране. У белорусов после февральской революции была своя народная республика, свой Петлюра, своя Центральная Рада и даже свой Скоропадский. «В огне рожденная» — не лучший источник для изучения истории того времени, но, как и в случае в петлюровской темой в украинском кино, само упоминание белорусских национальных сил свидетельствует о том, что советская власть считала их угрозой, требующей разоблачения и высмеивания. Как любое пропагандистское произведение, «В огне рожденная» держится на доведении до крайности любого сюжетного конфликта и образа, и как отличный авангардный фильм, преуспевает в эмоциональном воздействии на зрителя.

Просоветский пафос картины умело сбила белорусская рок-группа Relikt, исполнявшая на «Немых ночах» новый саундтрек к фильму. Финал с обязательным триумфом красных прошел под гитарное исполнение траурного марша. Это вполне компенсировало издевательские сцены с бело-красно-белым флагом, который и нынче в опале — теперь уже у лукашенковской власти. «В огне рожденную» отреставрировали и переозвучили (вернее — переосмыслили) в рамках совместного белорусско-польского проекта «Тузін. Немаўля», благодаря которому удалось сбить пыль и с других малоизвестных немых фильмов.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В стороне от политики стоит чешский фильм «Эротикон». Как и другие ленты из программы «Немых ночей», он нуждается в пересмотре. Некогда картину Густава Махаты критиковали из-за излишней откровенности. Сегодня она смотрится невинно, несмотря на то, что здесь есть чуть ли не первая в кино сцена орального удовлетворения женщины. И правда, «Эротикон» — это феминоцентричное кино, мелодрама, близкая больше к декадентской киноэстетике, чем к экспрессионизму, в контексте которого ее часто упоминают. В наши дни сюжет «Эротикона» органично бы смотрелся в любом отечественном телемуви для женской аудитории. Это история соблазненной и настрадавшейся провинциальной девушки, которая в итоге отделывается наименьшими потерями из всех героев. К счастью, непреходящей ценностью картины остается то, как она снята и что значит для исследования чувственности в истории кино.

Снятый в 1929 году «Эротикон» упоминают не так часто, как появившийся четырьмя годами позже «Экстаз» того же режиссера — Густава Махаты. Второй фильм наделал шума из-за обнаженной купальщицы Хеди Ламарр и последующей цензуры из-за кодекса Хейса, согнавшего «Экстаз» в кинопрокатное подполье. Оба фильма объединены как темой женской сексуальности, так и похожим поэтическим стилем — опробованным в «Эротиконе» и развитом Махаты уже в «Экстазе». Что интересно, в свое время, чешского режиссера, уехавшего в Голливуд, преследовала репутация автора неприличных фильмов. Хотя такой деликатный и образно богатый подход к теме страсти увидеть в современном кино сложно.



Крутые ребята / De toffeste gutta (2013)Тяжело бывает тихому подростку ужиться среди сверстников, которые часто задирают его, издеваются, насмехаются. Некоторые предпочитают терпеть и молчать, другие постоянно ходят в синяках. А что лучше дать отпор или бесконечно терпеть? Этот вопрос не приходил в голову одиннадцатилетнему Модальфу, который считает себя спасителем остальных детей, который принимает основной удар на себя. Но его жизнь изменилась с того времени, как он познакомился со своей соседкой Лизой. Она считает как раз наоборот, что добро должно быть с кулаками и надо уметь дать отпор. Хватит, слишком много издевательств испытал на себе Модальф, пора учиться грамотно вести бой. Вместе с Лизой они начали изучать слабые стороны своих обидчиков, а затем приступили к тренировкам. Враг может только махать кулаками, но они не такие, Модальф с Лизой намерены действовать с четко выработанной стратегией.
Тело / Body (2015)Три подруги маются от скуки в канун Рождества. И тут у одной из них возникает замечательная идея - провести рождественскую ночь в особняке её дяди, так как тот с семьёй уехал на каникулы. Девушки залезают в шикарный дом и весело проводят время, но вдруг на пороге появляется незнакомый мужчина. Вскоре выясняется, что идея была не такая уж и замечательная.
Миф / Shen hua (2005)Название: Миф
Оригинальное название: San wa
Год: 2005
Страна: Гонконг, Китай
Слоган: «Мечта становится реальностью, когда приходит герой»
Режиссер: Стэнли Тонг
Жанр: Боевики, Драмы, Комедии, Приключенческие, Фантастические
Время: 01:57:28
Цикл: Фильмы про мистику
В главных ролях: Джеки Чан, Хи-сун Ким, Тони Люн Ка Фай, Малика Шерават, Кен Ло, Ю Рон Гуан, Рам Гопал Баджадж, Мин-су Чои, Джейсон Чонг, Кумман Гопакумар
Вторжение в Лос-Анджелес / Disaster L.A. / Apocalypse L.A. (2014)После того, как на Лос-Анджелес обрушился метеоритный дождь, токсичный дым распространяется по всему городу, вызывая в организме человека необратимые изменения. Небольшая группа выживших пытается покинуть город и добраться до побережья...
До встречи с тобой / Me Before You (2016)Лу Кларк знает, сколько шагов от автобусной остановки до ее дома. Она знает, что ей очень нравится работа в кафе и что, скорее всего, она не любит своего бойфренда Патрика. Но Лу не знает, что вот-вот потеряет свою работу и что в ближайшем будущем ей понадобятся все силы, чтобы преодолеть свалившиеся на нее проблемы.
Западный Кабокло / Faroeste caboclo (2013)Простой бразильский парень Жоау убивает полицейского, застрелившего его отца. Отсидев за это, он приезжает в столицу, где находит своего кузена, занимающегося торговлей наркотиками. Жоау становится наркокурьером, тем самым переходит дорогу местным наркобаронам, которые начинают на него охоту.
Месть и закон наших дней / Ram Gopal Varma Ki Aag (2007)Полицейскому управлению удаётся напасть на след и схватить Баббана, главаря опаснейшей бандитской группировки. Но Баббан бежит из тюрьмы и жестоко расправляется с семьёй полицейского инспектора Нарсинха. Разуверившись в возможность справиться с бандой силами полиции, Нарсинх для того, чтобы отомстить Баббану, нанимает двух смельчаков…
Зажигай! / Hit the Floor (Сезон 1-2) (2013-2014)Год выпуска: 2013
Страна: США
Жанр: драма, спорт
Продолжительность: ~ 00:40:00
Перевод: Профессиональный (многоголосый закадровый)
Режиссёр: Дэйзи фон Шерлер Майер, Тамра Дэвис, Мелани Мэйрон
В ролях: Роберт Кристофер Райли, Кимберли Элиз, Тейлор Пейдж, Логан Браунинг, Кэтерин Бэйлесс, Валери Ортиз, МакКинли Фриман, Лил Дж, Дон Старк, Дин Кэйн
Сон №5 (2010)Название:
Сон №5
Год выхода: 2010
Страна: Россия
Жанр: детектив
Режиссер: Сергей Ткачев
В ролях: Наталия Ткачева, Владислав Сыч, Анатолий Горячев, Сергей Ткачев, Вероника Ткачева, Никита Ткачев
Сценарий: Сергей Ткачев
Продюсер: Сергей Ткачев, Наталия Ткачева
Оператор: Сергей Ткачев
Композитор: Сергей Ткачев
BBC: Дикая Африка / Wild Africa (Сезон 1) (2001)Африка - это старейший континент нашей планеты, колыбель цивилизации. Несмотря на свой почтенный возраст, более 270 миллионов лет, этот омываемый океанами материк является пожалуй единственным, сохранившим гармонию с природой и не подвергшимся разрушительному влиянию человеческой деятельности. Именно этим, а также красотой своей природы и бурным разнообразием и неповторимостью животного мира, Африка так привлекательна для изучения, исследования и туризма. Новый документальный сериал BBC "Дикая Африка" приглашает вас в видеопутешествие по этому удивительному и загадочному континенту чудес и контрастов. Вы сможете совершить прогулку по рекам и озерам Африки, исследовать величественные горы и невероятной красоты океанские побережья, а также бескрайние, обожженные солнцем пустыни и необъятные просторы саванн. Этот проект - первое глобальное и наиболее исчерпывающее исследование африканского континента за последние 15 лет. Потрясающие по своей красоте масштабные съемки, сделанные при помощи последних достижений научной съемочной техники позволят увидеть этот континент во всем его очаровании и разнообразии.
Другая женщина / The Other Woman (2014)Всем известно, что завязывать любовь и вступать в отношения с мужчиной, состоящим в браке далеко не лучший вариант, но довольно-таки реальный. Конечно, очень больно принимать такую правду, особенно, если у мужчины помимо супруги есть несколько любовниц, с которыми у него конфетно-букетный период. Девушка не в силах принять и осознать действительность, и поэтому, она составляет план мести, с которым обращается к его законной жене. Вместе они начинают приступать к коварной мести, но тут на горизонте появляется еще одна любовница, и те берут ее к себе в команду и уже действуют втроем. Их месть с каждым шагом становиться все ярче и эффектней по отношению к неверному обманщику.
Грязь / Filth (2013)Название: Грязь
Оригинальное название: Filth
Год выпуска: 2013
Страна: Великобритания
Производство: Altitude Film Entertainment, Egoli Tossell Film AG, Entre Chien et Loup, Film i Väst, Filmgate Films
Жанр: драма, комедия, криминал
Режиссёр: Джон С. Бейрд
Сценаристы: Джон С. Бейрд, Ирвин Уэлш
В ролях: Джеймс МакЭвой, Джейми Белл, Джим Бродбент, Имоджен Путс, Йен де Кестекер, Джоанн Фроггатт, Иман Эллиотт
Перевод: Профессиональный (дублированный) [лицензия]
Продолжительность: 01:37:22
Опасное погружение / Pressure (2015)Разгадать тайны глубин океана стремятся отважные герои фильма "Опасное погружение". Желая получить новые впечатления, четыре дайвера совершают очередное погружение. Стандартная процедура, герои в капсуле отправляются на глубину, наплевав на предупреждения синоптиков, которые сообщили о приближающемся шторме. И, казалось, никаких неожиданностей не предвиделось, но погода дала понять, кто хозяин положения. Связь корабля, с которого производилось погружение, и капсулы внезапно прервалась, после чего четверо дайверов попали в ловушку. С такой же умопомрачительной лёгкостью, как исчезла связь, оборвался и трос, ведущий к кораблю. Пребывая под толщей воды, герои стараются не поддаться удушающей панике, мыслить трезво, отчаянно продумывая план возвращения на поверхность. Очередной приступ паники вызывает новость о том, что корабль, с которого герои надеялись получить помощь, расположился рядом с капсулой на дне океана. Страх, что капсула станет их могилой, сжимает героев в свои тиски. Не всё еще потеряно, отважные дайверы продолжают бороться за свою жизнь.
Украденные поцелуи / Baisers volés (1968)Страна: Франция
Год: 1968
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Дельфин Сейриг, Клод Жад, Микаэль Лонсдаль, Гарри-Макс, Андре Фалькон и др.
Хроника гнусных времен (2014)Кирилл никак не предполагал, что Настя Сотникова, которую он случайно встретил в Петербурге, окажется ему настолько дорога, что он, плюнув на поездку в Дублин, будет заниматься расследованием смерти ее бабушки. Настя не верит, что бабушка погибла, уронив в ванну фен. Кирилл, обследовав дом, согласен с ней. И теперь он должен выяснить: на какие деньги полвека безбедно существовала старушка, которая оставила наследникам и бриллиантовое колье стоимостью в сто тысяч долларов, и домик на берегу Финского залива, и старинную восточную библиотеку.
Идеальный мужчина (2014)Брачное агентство Валерии Гордецкой на грани банкротства. Она вложила все деньги, ожидая, что выгодное и благородное дело - помогать людям обрести друг друга - принесет солидные дивиденды, но прогадала. Вся проблема – в дефиците мужчин. Валерия находит изобретательный выход из ситуации. Актеру Сергею Никольскому 37 лет, он не богат, не успешен и без особых талантов. Все, что есть у него, - приятная внешность и милая улыбка.
Сердце героя / 25 Hill (2011)Юный Трой, чей отец, военный, погиб, знакомится с Роем Гиббсом, сын которого также героически отдал жизнь, выполняя спасательную операцию на службе в 911. Им предстоит совместный путь преодоления своего горя.
Полынная сказка в три блина длиной (2003)Страна: Россия
Год выпуска: 2003
Жанр: Рисованный мультфильм с компьютерной обработкой
Продолжительность: 00:12:35
Режиссер: Галина Шакицкая
Стражи Галактики. Часть 2 / Guardians of the Galaxy Vol. 2 (2017)Спустя всего считанные недели после прошедших событий Стражи, команда супергероев, продолжают космическое путешествие. Их новообретенная семья под угрозой, за сохранение ее целостности героям предстоит побороться. Попутная цель – помочь лидеру Звездному Лорду (подлинное имя – Питер Квилл) выяснить тайну собственного истинного происхождения. Это полупришелец-получеловек, ребенком вывезенный с Земли, выращенный группировкой галактических пиратов-контрабандистов, зовущих себя Опустошителями.
Позывной «Стая» 2 (2014)Будучи в отставке, члены частного боевого отряда исполняют заказы в разных странах. Имея покровителя в российских спецслужбах, «Стая» зачастую берется за деликатные поручения за пределами своей страны в интересах правительства — в случаях, когда официальными путями государство действовать не может. Непобедимой команде предстоит бросить вызов спецслужбам Англии, Америки и Румынии, затеять смертельную игру с Массадом, отбить миллиард долларов у международной преступной группировки и даже сняться в кино в далекой африканской стране.
Вероника Марс / Veronica Mars (Сезон 1-3) (2004-2007)Год выпуска: 2004
Страна: США
Жанр: драма, криминал, детектив
Продолжительность: ~00:42:00
Перевод: Профессиональный (многоголосый закадровый) НТВ
Режиссёр: Джон Т. Кречмер, Ник Марк, Майкл Филдс
В ролях: Кристен Белл, Перси Даггс III, Джейсон Доринг, Фрэнсис Капра, Энрико Колантони, Райан Хансен, Тедди Данн, Майкл Мюней, Тина Мажорино, Брэндон Хиллок
Брунгильда во тьме / Gokukoku no Brynhildr (2014)В детстве Мураками всегда крутился рядом с Куронэко. Он испытывал к ней симпатию и верил всему, что она говорила. А другие не верили - и правда, кто же поверит, что она видела пришельцев. Даже Мураками сомневался. Куронэко собиралась отвести его на то самое место и показать пришельцев, но, в результате несчастного случая, Мураками попал в больницу с переломом конечностей, а Куронэко погибла...
Баксвилль / Bucksville (2011)Брошенный матерью в раннем детстве, Пресли Алан Френч рос в тени своего отца и тайного отряда ополчения, который тот основал. Вместе с двоюродными братьями он предан идее народного правосудия и неотвратимого наказания для всех преступников. За несколько лет они линчевали в лесу более 20 человек ради общественного блага и спокойствия горожан. Когда на отряд выходит лидер новой американской революции и избирается новый начальник отряда, Пресли предстоит сделать трудный выбор — либо порвать семейные узы и предать дело жизни отца, либо стать пособником в организации заказных политических убийств.
Топ Гир / Top Gear UK (Сезон 2) (2003)Страна: Великобритания
Ведущие: Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй.
Жанр: Автошоу
Дата выпуска: 2003
Продолжительность: 00:50:00
Перевод: Профессиональный (многоголосый закадровый) - Jetvis Studio & RG.paravozik
Роли озвучивали: Сергей Битюцкий, Иван Назаров, Михаил Вельмискин
А также: Сергей Сафронов, Екатерина Дмитрова



Войдите на сайт, используя логин и пароль указанные Вами при регистрации
Мобильная версия Google+