«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
Расширенный поиск
Вход на сайт

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Опубликовано 27-08-2015, 10:50 в категории Новости кино » «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа «Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи» оказался самым коротким и, в хорошем смысле, маргинальным за всю историю этого события. В минувший уикенд, в течение двух дней, в Одессе под открытым небом показали знаковые, но малоизвестные фильмы из стран, которые кинематографическими не считаются. Это входило в концепцию шестых «Немых ночей», как и общая тема показов — декоммунизация и судьба пропагандистского искусства как в Украине, ввиду нового закона, так и в мире. Как показала фестивальная программа, киноленты, в свое время считавшиеся пропагандистскими, могут предстать в совершенно новом универсальном художественном смысле годы спустя.

Сказанное касается в первую очередь украинского фильма 1929 года «Ветер с порогов». Снятая Арнольдом Кордюмом как идеологическая поддержка строительства Днепрогэса, эта картина является уникальным высказыванием о противостояниях поколений, человека/технологии и природы, традиционализма и новаторства. В «Ветре с порогов» рассказывается о конфликте семье Ковбаней. Отец Остап (его сыграл 73-летний «корифей» Николай Садовский) — лоцман с деда-прадеда, овладевший искусством обходить легендарные днепровские пороги. Он теряет свой авторитет в глазах сообщества и собственных детей, когда в село приезжают инженеры. Те нисколько не сомневаются в том, что покорят природу — взорвут пороги, построят станцию и неминуемо затопят живописные украинские села, что, как известно, в конце концов, произошло, похоронив под водой огромный пласт украинской культуры и истории казачества.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

На первый взгляд, вывод в фильме однозначен: молодые технократы — строители коммунизма приходят на смену консервативным жителям периферии. Это приветствуется и декларируется в сталинском курсе на индустриализацию, это воспевается в культуре того времени. Нынешний же зритель не увидит в старом Ковбане выраженного антагониста: правых и неправых в фильме попросту нет. Есть столкновение идей. Что должен делать человек: подстраиваться под природу или переделывать ее под себя? В годы появления фильма ответ был один. Сегодня, когда у человечества есть опыт не одной техногенной катастрофы, популяризируется возвращение к доиндустриальным отношениям с природой. Точно так же в «Ветре с порогов» поднимаются универсальные и не теряющие актуальность проблемы кризиса патриархальной культуры, смены поколений, памяти и идентификации себя через определенную территорию, взаимодействия технологий на мир. «Ветер с порогов» в этом смысле близок одновременно и к «Леопарду» Висконти, и к раннему киберпанку, и ко многим фильмам, появившимся гораздо позже него.

Художественное воплощение «Ветра с порогов» заставляет лишь жалеть о том, что этот фильм оказался в тени довженковской «Земли». Обе картины появились почти в одно и то же время, они даже перекликаются друг с другом в отдельных сценах. Трактор у Довженко и громадные краны у берегов Днепра у Кордюма — те же самые образы, знаменующие конец старого мира и наступление индустриализации, а с ней вместе и дальнейшей урбанизации населения. Кулак, убивающий Василя, и лоцман, желающий вреда чужакам из города — те же самые образы. У Довженко было больше поэзии буколической, у Кордюма — индустриальной. Первого знают все, у второго даже не все киноработы можно отыскать. «Ветер с порогов», к несчастью, тоже был доступен лишь на отдельных показах от Центра Довженко и на «Немых ночах». Реставрированный в прошлом году, этот фильм очень нуждается в переиздании в каком-либо виде.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

Не уступает по раритетности «Ветру с порогов» еще один фильм «Немых ночей-2015». Это драма «Социальный распад» 1932 года, обозначенная организаторами фестиваля как первый фильм греческого неореализма. Сделанный на стамбульской киностудии фактически как независимое производство (молодой режиссер Стелиос Татасопулос одолжил у отца деньги на съемки), этот фильм представляет хронику молодежи в переживающей кризис Греции. Толпы эмигрантов, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие равных возможностей, угнетенный пролетариат — промарксистский уклон выпирает в каждом кадре. По меркам мирового кинематографа начала 30-х, «Социальный распад» — не самое сильное кино, скудное художественно, без «воздуха» между сценами, без психологизации и акцентированных конфликтов. Главный герой сначала студент, потом перспективный актер, потом опустившийся на самое дно пьяница, потом бескомпромиссный левый активист — действие 60-минутного фильма перебрасывает персонажа из одного статуса в другой, без возможности отрефлексировать. Тем не менее многое в «Социальном распаде» можно списать на возраст постановщика-дебютанта: всего 24 года было Стелиосу Татасопулосу, который сам же и сыграл здесь главную роль.

Политическую ангажированность невозможно игнорировать в еще одном показанном на «Немых ночах» фильме. Белорусский псевдоисторический эпос «В огне рожденная» 1929 года — кино о том, как «в огне гражданской войны родилась Советская Беларусь». Это безумно красивый фильм, хоть и несколько вторичный по отношению к творчеству более известных мастеров советского киноавангарда. В каждом кадре угадываются цитаты (сознательные или нет, неизвестно) то из Довженко, то из Вертова, то из Эйзенштейна и Пудовкина. Эдакое попурри из достижений советской школы монтажа и операторского искусства.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В истории белорусского национального кинематографа это фильм знаковый, и в его художественной ценности сомневаться не приходится. Идейная часть «В огне рожденной» близка к «Арсеналу», только режиссер Уладзимир Корш-Саблин оказался язвительнее Довженко по отношению к потугам национальных сил взять власть в стране. У белорусов после февральской революции была своя народная республика, свой Петлюра, своя Центральная Рада и даже свой Скоропадский. «В огне рожденная» — не лучший источник для изучения истории того времени, но, как и в случае в петлюровской темой в украинском кино, само упоминание белорусских национальных сил свидетельствует о том, что советская власть считала их угрозой, требующей разоблачения и высмеивания. Как любое пропагандистское произведение, «В огне рожденная» держится на доведении до крайности любого сюжетного конфликта и образа, и как отличный авангардный фильм, преуспевает в эмоциональном воздействии на зрителя.

Просоветский пафос картины умело сбила белорусская рок-группа Relikt, исполнявшая на «Немых ночах» новый саундтрек к фильму. Финал с обязательным триумфом красных прошел под гитарное исполнение траурного марша. Это вполне компенсировало издевательские сцены с бело-красно-белым флагом, который и нынче в опале — теперь уже у лукашенковской власти. «В огне рожденную» отреставрировали и переозвучили (вернее — переосмыслили) в рамках совместного белорусско-польского проекта «Тузін. Немаўля», благодаря которому удалось сбить пыль и с других малоизвестных немых фильмов.

«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа

В стороне от политики стоит чешский фильм «Эротикон». Как и другие ленты из программы «Немых ночей», он нуждается в пересмотре. Некогда картину Густава Махаты критиковали из-за излишней откровенности. Сегодня она смотрится невинно, несмотря на то, что здесь есть чуть ли не первая в кино сцена орального удовлетворения женщины. И правда, «Эротикон» — это феминоцентричное кино, мелодрама, близкая больше к декадентской киноэстетике, чем к экспрессионизму, в контексте которого ее часто упоминают. В наши дни сюжет «Эротикона» органично бы смотрелся в любом отечественном телемуви для женской аудитории. Это история соблазненной и настрадавшейся провинциальной девушки, которая в итоге отделывается наименьшими потерями из всех героев. К счастью, непреходящей ценностью картины остается то, как она снята и что значит для исследования чувственности в истории кино.

Снятый в 1929 году «Эротикон» упоминают не так часто, как появившийся четырьмя годами позже «Экстаз» того же режиссера — Густава Махаты. Второй фильм наделал шума из-за обнаженной купальщицы Хеди Ламарр и последующей цензуры из-за кодекса Хейса, согнавшего «Экстаз» в кинопрокатное подполье. Оба фильма объединены как темой женской сексуальности, так и похожим поэтическим стилем — опробованным в «Эротиконе» и развитом Махаты уже в «Экстазе». Что интересно, в свое время, чешского режиссера, уехавшего в Голливуд, преследовала репутация автора неприличных фильмов. Хотя такой деликатный и образно богатый подход к теме страсти увидеть в современном кино сложно.



Расплата / The Reckoning (2014)После того как его напарника убили, детектив пытается выследить двух подростков, которые запечатлели убийцу на видео…
Между / Between (Сезон 1) (2015)В небольшом городке Pretty Lake эпидемия. Никто не может объяснить ее причин. Никто не знает как ее остановить. Умирают все кому больше 21 года. Правительство объявляет карантин и огораживает город 15 километровым кольцом изоляции, оставив выживших на произвол судьбы.
Дьявольская жизнь / Ma vie est un enfer (1991)Название: Дьявольская жизнь (1991) смотреть онлайн
Оригинальное название: Ma vie est un enfer
Год выпуска: 1991
Жанр: фэнтези, мелодрама, комедия
Продолжительность: 01:43:29
Выпущено: Франция
Режиссер: Жозиан Баласко
В ролях: Даниэль Отой, Жозиан Баласко, Ришар Берри, Микаэль Лонсдаль, Жан Бенгиги, Луис Рего, Катрин Хигель, Тикки Ольгадо, Бертран Блие, Катрин Сами, Джессика Форд, Макс Виаль
Мистер Бин / Mr. Bean (Сезон 1) (1990–1995)Английский комедийный телесериал, состоящий из 14 получасовых серий. Главную роль в сериале исполняет британский актёр Роуэн Аткинсон. Сценарий сериала был написан Роуэном Аткинсоном, Робином Дрисколлом (англ. Robin Driscoll), Ричардом Кёртисом, и Беном Элтоном (англ. Ben Elton). Первая серия («Мистер Бин») вышла в свет 1 января 1990 года, а последняя («Спокойной ночи, Мистер Бин») — 31 октября 1995 года.
В сериале показаны сценки из жизни эксцентричного Мистера Бина. Он решает разнообразные бытовые проблемы, но найденные им способы решения порой доходят до абсурда, а иногда приводят к маленьким катастрофам.
Дрэгонлэнс: Драконы осенних сумерек / Dragonlance: Dragons of Autumn Twilight (2008)300 лет назад Боги отвернулись от людей и на земле воцарился хаос. Никто уже не верил в то, что Боги существовали и только некоторые продолжали искать подтверждения, что Боги существуют и они вернутся. Злая сила, во главе с темной королевой Такхизис, захватила землю и пленила людей, превратив их в рабов и только вера в Богов может спасти людей от темных сил…
Заточенные кепки / Острые козырьки / Peaky Blinders (Сезон 1-2) (2013-2014)Год выпуска: 2013-2014
Страна: Великобритания
Жанр: драма, криминал
Продолжительность: 00:58:50
Перевод: Профессиональный (многоголосый закадровый) LostFilm Alexfilm BaibaKo
Русские субтитры: нет
Режиссёр: Отто Баферст, Том Харпер
В ролях: Киллиан Мерфи, Пол Андерсон, Иддо Голдберг, Хелен МакКрори, Сэм Нилл, Аннабелль Уоллис, Джо Коул, Элфи Эванс-Мис, Джек Хартли, Кевин Меткалф
Икорный барон (2012)В большой провинциальный город N под видом нового государственного инспектора рыбоохраны приезжает Сергей Бортник. На самом деле он — следователь по особо важным делам Следственного Комитета. Здесь Бортник встречает свою давнюю любовь Лизу, нынче — жену местного олигарха Збруева, приятеля юности. Но приехал сюда Бортник вовсе не устраивать свою личную жизнь. В городе появился Икорный Барон — властный и неуловимый, жестокий и находчивый. Вместе с участковым Иваном Кашиным Бортник ищет Барона — но тот оказывается слишком хитрым…
Конец зверя / Jimseung ui kkut / End Of Animal (2010)Беременная женщина едет в такси к своей матери, чтобы родить ребенка в её доме. Таксист подбирает попутчика, который сначала ведет себя довольно странно, а потом и вовсе начинает непонятный остальным отсчет.
Сотни улиц / A Hundred Streets (2016)На сотне лондонских улиц разворачиваются четыре истории о героях, живущих разной жизнью – в роскоши или в повседневной «мясорубке». Богатый плейбой и охранник, молодой наркоторговец и стареющий актер, бывший спортсмен и таксист, – их пути пересекутся перед лицом серьезных перемен.
Девчонки / Girls (Сезон 1-4) (2012-2015)комедия рассказывает о нескольких девушках двадцатилетнего возраста, которым приходится испытывать унижения и лишь изредка знавать вкус победы.
Зигмунд Фрейд. Сумасшедший гений 2011Название: Зигмунд Фрейд. Сумасшедший гений
Жанр: документальный
Год выхода: 2011
Режиссер: Сергей Куракин
Описание: В нашем интернет-кинотеатре можно посмотреть онлайн документальный фильм «Зигмунд Фрейд. Сумасшедший гений» и узнать новые факты из биографии основателя психоанализа.
Ночное дежурство / Nightwatch (1997)ак часто бывает в жизни, все началось с невинного желания заработать. Молодой студент права по имени Мартин устроился ночным сторожем в больницу. Он был совершенно уверен, что нашел «непыльную» работу, где никто не будет его отвлекать и не станет мешать готовиться к занятиям. Но Мартин жутко ошибся…
Бессмертные / Odödliga (2015)Нечаянное знакомство молодого юноши и симпатичной девчонки на ночной улице Стокгольма мгновенно поменяло их жизни. Вдвоем они бросают все и пускаются в безрассудное странствие на север Швеции. Возлюбленные представляют собой альянс совершенно непохожих людей. Но имеется у них и совместное - влечение к авантюрам. Для Эм - это поглощение духом анархии, для Исака - достаточно осмотрительного парня, желающего невообразимых приключений. Они прекрасно взаимозаменяемы, поэтому уравновешивают друг дружку. Они могут выйти сухими из самой без исходной ситуации. Что в реальности ими правит - влечение, ощущение симпатии, желание уйти в воображаемый мир?..
Махни крылом / Yellowbird (2014)Каждый год, все птицы улетают на юг. Должна улететь и стая нашего юного героя Чижика, но в последний момент перед перелетом на вожака стаи Дариуса нападает злой кот. Только Дариус знает дорогу на юг, и он успевает передать секрет Чижику, который теперь должен стать вожаком стаи. У Чижика нет опыта таких дальних перелетов, и тем более, опыта лидерства в стае, но ему не остается ничего, кроме как быстро учиться.
Типа крутой охранник / Observe and Report (2009)Любителей распродаж ждет неприятный сюрприз в торговом центре — толстый эксгибиционист в засаленном халате. Покупатели в ужасе, в отличие от охранника Ронни Барнардта, который считает, что этот извращенец лучшее, что случалось с ним в жизни.

Поимка хулигана поможет ему получить место в настоящей полиции и закрутить роман с сексуальной продавщицей отдела косметики. Единственное, что стоит между Ронни и его судьбой — это высокий и привлекательный коп, отлично знающий свое дело.
Картель / Kartellet (2014)Независимый электрик, водопроводчик контрактор и семьянин Ларс Хальбо решает вступить в борьбу за более крупные контракты. Там он становится конкурентом самых крупных игроков индустрии, которые, как оказалось, заключили между собой систему соглашений. По ней они постоянно делят между собой самые привлекательные контракты с высокими прибылями.

Они не собираются смиряться с появлением конкурента и хотят переманить его на свою сторону. Ларс отказывается присоединиться к системе картеля. Это ведёт к целой атаке на него, как на бизнес, так и на личную жизнь.
Хочу летать! / Satrangee Parachute (2011)история о том, как непоседливый, любознательный мальчишка Паппу, что бы осуществить мечту и осчастливить свою маленькую слепую подружку Куху, вместе с четырьмя друзьями отправляются из Найнитала в большой город Мумбаи за парашютом. Что ожидает маленьких непосед на их пути?
Льюис / Lewis (Сезон 1-9) (2006–2015)Перед вами захватывающая детективная драма, в центре которой - жизнь и работа Роберта Льюиса, обаятельного полицейского, знакомого зрителям по популярному сериалу «Инспектор Морс». Через пять лет после смерти своего друга и начальника, Морса, инспектор Льюис возвращается на привычную территорию - в университетский городок Оксфорда. Теперь ему предстоит не только расследовать тяжкие преступления, но и противостоять натиску нового босса - женщины с весьма непростым характером.
Блудливая Калифорния / Californication (Cезон 1) (2007)Название: Блудливая Калифорния (1 сезон)
Жанр: драма, комедия
Страна: США
Год выпуска: 2007
Режиссер: Дэвид Фон Энкен, Кен Уиттингэм, Майкл Уивер
Продолжительность: ~31 мин.
Перевод: Профессиональный (двухголосый закадровый) Novafilm
В ролях: Дэвид Духовны, Наташа МакЭлхоун, Мадлен Мартин, Эван Хэндлер, Памела Адлон, Мадлен Зима, Каллум Кит Ренни, Рэйчел Майнер, РЗА, Карла Галло
Страна чудес / Wonderland (Сезон 1-3) (2013-2015)В викторианском Лондоне красивая и молодая Алиса рассказывает историю о необычной земле, которая существует по ту сторону кроличьей норы. Исчезающий кот, гусеница, курящая кальян, игральные карты и фантастические вещи, которые она видела во время этого приключения, которые невозможны. Конечно, девушку приняли за сумасшедшую. Главная цель врачей — вылечить её, чтобы она забыла всё, что там происходило. Алиса готова забыть все это — особенно болезненную память о джинне, в которого она влюбилась и потеряла навсегда, но красивый и таинственный Сайрус говорит, что в глубине души она знает, что этот мир реальный…
Монти Пайтон: Летающий цирк / Monty Python's Flying Circus (Сезон 1-4) (1969–1974)Монти Пайтон - комик-группа из Великобритании, состоящая из шести человек. Это их первая совместная работа - комедийное шоу "Летающий цирк Монти Пайтона", выходила в эфир в 1969-1974 годах на телеканале BBC. 45 выпусков шоу, объединенные в 4 сезона, состояли из отдельных скетчей и сюрреалистических анимаций Терри Гиллиама, объединённых не общим сюжетом, а некой идеей, чаще абсурдистской. "Летающий цирк" не только сделал знаменитыми участников Монти Пайтон, но и оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие комедийного жанра. Кстати, по одной из версий, термин спам (SPAM) вошёл в обиход благодаря знаменитому скетчу с одноимённым названием из шоу (в общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз). После завершения шоу "Летающий цирк" группой были сняты четыре полнометражных фильма. Все участники «Монти Пайтона» после распада труппы занялись успешной сольной карьерой.
Пластик / Plastic (2014)Фильм основан на реальной истории. Банде друзей удалось проникнуть в одну из самых больших в мире компаний, которая работает с кредитными картами. Им удается провернуть одну из самых дерзких краж в британской истории.
Терминатор 2. Судный день. / Terminator 2. Judgment Day. (1991)Название: Терминатор 2. Судный день Режиссёрская версия / Terminator 2. Judgment Day. Extreme Edition
Год выхода: 1991
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Роберт Патрик, Эдвард Ферлонг, Линда Хамильтон
Жанр: Фантастический боевик
Продолжительность: 2:32:42
Дом призраков / Haunted / Dark House (2013)Когда Ник Ди Санто узнает, что его отец не только жив, но и может помочь ему понять причину появления странного дара у его сына, он отправляется в путешествие, которое приводит его в заброшенный особняк…

Войдите на сайт, используя логин и пароль указанные Вами при регистрации
Google+